От всех фильмов, входящих в условную киновселенную DC, всегда чего-то ждали, как правило - одного и того же. От "Чудо-женщины" ждали провала и не дождались, от "Отряда самоубийц" ждали успеха и тоже не дождались, от "Лиги Справедливости" ждали провала, а получили эпический провал, от "Аквамена" ждали эпического провала, а получили самый кассовый фильм киновселенной DC с огромным отрывом от ближайшего преследователя.
Но "Шазам" - исключение. Он него не ждали вообще ничего.
То есть как и с выходом любого фильма, у которого есть оппозиция, были новости разной степени провокационности. Что и "мускулы у костюма надувные", и "сам костюм взяли в качестве реквизита из порнопародии на "Супермена" и поменяли ему цветовую гамму". Но сам фильм просто не особо ждали. Даже после успеха "Аквамена". Ну так вот, зря, оценки критиков как бы намекают.
Вообще, кинематограф - штуковина удивительная. Казалось бы, что "Шазам", что "Капитан Марвел" не входят не то что в первый, а даже во второй эшелон своих издательств. Того же "Капитана" Marvel в комиксах за последние шесть лет рекастнули пять раз - что как бы намекает на его (или её) популярность. Но фильмы про них вышли, более того - вышли с разницей в месяц. На каком основании я их сравниваю? Да на том, что это один и тот же герой. У них схожая история получения способностей, практически идентичны сами способности, способности не привязаны к носителям и могут передаваться. У них даже имя одинаковое было, в конце концов! Предыдущее имя Шазама - как раз Капитан Марвел, которое он утратил лишь в десятых годах. И вот практически одновременно вышло два фильма про одного и того же героя от разных студий. И при этом они абсолютно разные. Во всём.
"Шазам" - это кинокомикс. Комедия. Трагедия. Драма. Хоррор. История о семейных ценностях. И очень сложно сказать, что в фильме доминирует (ну разве что абсолютно точно не хоррор).
Вот с одной стороны - полфильма зал содрогается от хохота, но можно ли назвать комедией фильм, где главный герой весь фильм ищет свою родную мать, а найдя её, получает вместе со зрителем страшный удар? Едва ли. Это всё равно что назвать полноценной комедией фильм "30 безумных желаний", в которой главная героиня умирает от рака. Да, там есть шутки, да, зал смеётся, особенно поначалу. И?
С другой стороны, казалось бы, это кинокомикс. Ну а чем ему ещё быть? Фильм по комиксу "New 52", не без отсебятины, но куда ближе к первоисточнику, чем любой другой фильм условной киновселенной. Но едва ли получится назвать кинокомиксом фильм, в котором весь экшен сосредоточен в концовке. Это всё равно что назвать грядущего "Джокера" кинокомиксом. Да, там есть Джокер, да, он персонаж комикса. И? Способно ли слово "кинокомикс" полноценно описать грядущий фильм и вложить в сознание человека приблизительное содержание?
Найти в "Шазаме" изъяны непросто - даже если постараться. Трейлеры не показали вообще ничего, за что им спасибо. Каст идеально аутентичен. Дети, которых тут много, не раздражают вообще. Повествование плавное. Иногда фильм пугает, хотя, казалось бы, его об этом никто не просил. Когда, например, достаточно страшные с виду монстры откусывают людям головы и выкидывают обезглавленные тела в окна небоскрёбов, эти самые "12+" начинают жаться к родителям. Веном хотя бы добрый был, а здесь не так. Режиссура, музыка, атмосфера - всё здесь. Отсылки и пасхалки - по-моему, "Шазам" поставил какой-то рекорд по их количеству. Антагонист, у которого силы сопоставимы с протагонистом, а не как сами-знаете-где. Юмор, в конце концов, от которого зал действительно в голос ржёт. Не смеётся, а прям ржёт, что местами мешает просмотру, но это точно не проблема фильма. Изъяном можно назвать разве что экшен - не его количество, и даже не его качество, а то, что он слишком неравномерно запихнут фильм, то есть в первых двух третях его нет вообще, а третья состоит из него практически целиком. А его изобретательность, постановка - здесь всё на уровне. Не "Отряда самоубийц", не переживайте.
Но главное в "Шазаме" - его история. Она чертовски правдива, если представить, что супергерои действительно существуют. Подросток, получивший суперсилы, ведёт себя точно также, как вёл бы настоящий подросток - использует их для привлечения к себе внимания, зарабатывает с их помощью деньги (от музыкального концерта до банального "заставлю банкомат выплюнуть в меня несколько купюр"), и боится суперзлодея - потому что он всего лишь ребёнок. Да, подобное становление было и у Питера Паркера, но не будем забывать, что тот был сильно старше, и что для 18-20 летнего лба - эгоизм, для 14-летнего подростка естественно. Да и персонаж Билли Бэтсона куда сложнее - он не хороший и не плохой, он многогранен, и его развитие происходит по не самому очевидному пути, пусть и с ожидаемым концом. И всё-таки в центр повествования помещены не его силы, в буквальном смысле свалившиеся ему на голову молнией, а тема семьи. Мысль, что "семья не там где кровь, а там где сердце" достаточно банальна, и таковой была ещё во время написания "Ромео и Джульетты", но здесь она очень аккуратно подана, в том смысле что и очередная приёмная семья Билли не кажется сперва такой уж замечательной, и настоящая мама у него вроде ничего. В общем, тот вывод, который не лежит на самой поверхности.
Да, есть ещё Марк Стронг, которому на лице написано играть фактурных злодеев. Здесь он - просто Стронг с графикой в глазу, не сильно отличающийся от своих же Блэквуда, Фрэнко или Синистро. Это значительно лучше, чем CGI-мешанина вроде Степпенвульфа или Думсдея (хотя и она здесь присутствует в виде 7 смертных грехов), но всё ещё отнюдь не идеально. Слишком карикатурно, что ли. В общем, DC всё ещё есть куда расти в этом направлении.
А Ливая был рождён для роли великовозрастного ребёнка с силами шести Богов. Его персонаж легко мог скатиться в клоунаду и уничтожить весь фильм, но Закари не просто играет ребёнка, запертого в большом теле - он им является. Минусом, здесь, опять же, можно назвать слишком разную жестикуляцию и манеру общения взрослого Шазама и Билли. Шазам - точно ребёнок, но вот с Билли у него меньше общего, чем хотелось бы.
Автор этих строк любит мрачный DC. Ей очень дорога стилистика "Рыцарей" Нолана и диалогия... хм, двух-с-половинойлогия Снайдера. Но DC решили пойти по стопам Марвел, и поставить во главу угла простую задачу - развлекать зрителя. Получается у них замечательно и "Шазам" - второе подряд тому подтверждение. А ещё, что для студии главное, они начали зарабатывать деньги. Надеюсь, что последних окажется достаточно, чтобы WB периодически радовали своих зрителей по-настоящему мрачными картинами. Возможно, грядущий "Джокер" окажется одной из таковых?
И не забудьте сцены после титров. Хотя последнюю можете не ждать, её и так трейлер показал.
С любовью, Кэсси.