Комиксы Майка Миньолы о похождениях чёрта Хеллбоя круты и имеют приличную армию фанатов, иначе количество увесистых книг не перевалило бы за отметку в 70 томов. Но как бы сильно они не нравились читателям, это не отменяет факта, что они не идеальны. К счастью для зрителя это увидел и понял один из главных фанатов вселенной Хеллбоя – режиссер и сценарист Гильермо дель Торо. Как истинный фанат и мастер своего дела, Гильермо видел все плюсы и минусы бумажного оригинала, и понимал, как нужно перенести его на экран. Одним из изменений стал сам Хеллбой. На момент съёмок первого фильма, в комиксах Хэллбой был вечно невозмутимым; в фильме же он стал по настоящему живым, обладающим всеми человеческими эмоциями.
Вторая по важности находка режиссера – это любовная линия Хеллбоя к Лиз Шерман (в комиксе такого не было). Да, вспоминая свой первый просмотр фильма - у меня сначала возникали мысли типа: "Чего?! И как Хеллбой или режиссер себе это представляют?". Наверняка и у других зрителей была или будет такая же реакция. Но теперь, зная, что во-первых Хеллбой наполовину человек (из фильма вы этого не узнаете), а во-вторых, видя, как Красный хорошо знает Лиз ("Она любит черный (кофе), без сахара и без сливок, козел") и как признается в любви перед финальным боем – после этого уже не обращаешь внимание на то, что красавица способна полюбить "чудовище". Вспоминая ту же сцену признания Хеллбоя к Лиз – какая же красивая музыка там играла! Да, может быть стандартная, но красивая и добавляющая эмоций. В этом плане фильмы будут всегда выигрывать у книг – читая, мы можем нарисовать в воображении всё что угодно, но вот музыку…, музыку лучше слышать в реальности и в первом "Хеллбое" с ней всё в порядке.
Из удачных нововведений стоит отметить появившийся юмор, которого в комиксе я не заметил. Юмора не много, он не угарный, а легкий, просто заставляющий улыбнуться, но тем самым он не выпирает из общей стилистики и незаметно разбавляет мрачность происходящего.
Помимо Хеллбоя и Лиз многие персонажи тоже получились яркими и живыми, разве что за молодым агентом Майерсом не интересно наблюдать и нужен он лишь для того, чтоб показать ревность Хеллбоя (к счастью, режиссер это понял и вырезал часть сцен с Майерсом из театральной версии). Маленький СПОЙЛЕР! Также из-за агента Майерса бросается в глаза сценарный просчёт - почему злодеи сразу не убили Майерса, а пленили его, ведь для их плана он им совсем не нужен? С технической стороны у фильма всё добротно, разве что пиратехнические чудеса Лиз выглядели не идеально. Сценарий в целом хорош, только бестиарий можно было сделать более разнообразным.
И так, первый фильм получился качественной, эмоциональной, мрачной сказкой, которая понравилась критикам и части зрителей, но не окупилась в прокате. К счастью, в то время у режиссера ещё был кредит доверия и второй части дали зелёный свет. Теперь нужно было выложиться на все 100%!
В 2004 году Гильермо рассказал основную сюжетную линию Хеллбоя – о его тяжёлой ноше; о правой руке судьбы, отпирающей врата и о семиглавом драконе, жаждущем уничтожить всё живое. Эта тема фигурировала во многих рассказах, но мир Хеллбоя не зацикливался на этом, тем более после появления комиксов-приквелов. Мир Хеллбоя - это не только нацисты и демоны, его мир полон всевозможных существ: вампиры, оборотни, ведьмы, забытые боги, неудавшиеся эксперименты, духи, существа из других измерений, инопланетяне, эльфы и многие-многие другие. Как истинный фанат, Гильермо конечно хотел показать богатство бестиария этого мира и он его показал. В сиквеле возросло не только количество врагов Хеллбоя, но и сам мир сам по себе стал богаче на диковинных существ. Происходящее на экране это просто отрада для глаз: тут вам и летающие, и ползучие, и ходячие; с клешнями, щупальцами и руками; маленькие, средние и великаны. Я просто поражаюсь фантазии и мастерству костюмеров, гримёров и компьютерщиков. Количество существ не поддается исчислению и все выглядят как живые – браво!
В каждом комиксе Миньолы герои сталкиваются с чем-то таинственным, мрачным и почти всегда опасным, что было показано в первом фильме. Но так же у этих комиксов есть ещё одна черта, которая проходит через весь мир Хеллбоя – это тоска и грусть по ушедшим временам. Ты читаешь и всматриваешься во все эти величественные и древние руины, слушаешь слова, полные печали и ненависти, и начинаешь гадать – как так получилось, что некогда великие цивилизации рухнули, а некогда могучие существа умерли или спрятались, живя теперь в тени человечества. Вот эту атмосферу и передал нам дель Торо во втором фильме. Когда вы увидите падающие листья в тронном зале эльфов; послушаете слова принца Нуада, полные печали и гнева; когда увидите последних представителей своего рода – вы проникнитесь этой атмосферой.
Чтоб ещё такое вам рассказать, ведь всё в сиквеле на высоте? Декорации? Они на 5+. Количество боёв не увеличилось, но экшена хватает и хореография стала лучше; а уж какая там Золотая армия – ух, загляденье! Актерская игра? Рон Перлман всё так же давит харизмой – эта неподражаемая улыбка (понятно, почему Лиз не устояла). Кому из актёров мешает грим – тогда в дело вступают качественные диалоги, которые помогают ещё глубже раскрыть персонажей. Юмора всё так же мало и он всё так же лёгок – но как хорош:) Музыка незаметна – в том плане, что она становится единым целым с видеорядом, полностью вовлекая в происходящее на экране. Композитору твердая пятёрка. В самой картинке, по сравнению с первой частью, стало больше ярких цветов, но это ни сколько не портит фильм.
Не забывает режиссер и про любовную линию. "Конфетно-цветочный" период завершён – настала пора бытовухи:) В одной из сцен режиссёр помещает Лиз и Красного в схожую ситуацию, которая была в первом фильме, но меняет героев местами, что ещё сильнее заставляет верить в их любовь – замечательная задумка автора. К тому же мне нравится вопрос, поставленный режиссёром – стоит ли жизнь самого любимого человека судьбы целого мира?
Фильм хорош и тем, что здесь нет добра и зла, здесь есть мир (семья) в котором ты родился и за который должен биться. И посреди этих миров он, Хеллбой, на половину человек, на половину демон; родившийся в Аду, но выросший на Земле; любящий мир людей, но не принятый обществом.
Представьте себе идеальную сказку, где в нужных пропорциях смешаны бои, любовь и шутки; где есть интересные злодеи и не менее интересные герои; где полно диковинных чудовищ и интересных мест; где диалоги так же интересно слушать, как и смотреть за происходящим и всё это вам рассказывает лучший в мире сказочник, слушая которого, вы погружаетесь в этот мир без остатка и возвращаетесь назад лишь на финальных титрах – таков этот фильм для меня и я надеюсь таков он и для вас, или ещё только станет таким.
P.S. Наверно "Хеллбой 3" от Гильермо дель Торо – это самое желанное кино-продолжение, которое я бы хотел увидеть. Да, "Золотая армия" выглядит самостоятельным произведением и нормально воспринимается и без продолжения, но блиииин! – после тех сюжетных крючков, которые забросил режиссёр в конце фильма, так сильно хочется узнать, что стало с героями и миром людей дальше.
Поздравляю всех фанатов с 25-ти летием вселенной Хеллбоя. Желаю вам увидеть ещё больше интересных историй про Хеллбоя и его мир:)