«Call of Duty» - это целая игровая франшиза в формате шутера от первого лица, зародившаяся в начале 2000-х годов. И мало кто мог подумать тогда, что она, словно Вселенная после великого взрыва, разрастётся до невероятных размеров, станет объектом постоянных споров и причиной кровопролитных войн в социальных сетях. «Call of Duty» разделила игровой интернет на несколько лагерей: армия Шевцова и ему подобных, армия «12/10. Лучший шутер в истории», армия фанатов прямого конкурента серии - «Battlefield», и небольшая кучка тех, кто вроде и нейтрален, но всё равно вступает в неравную схватку с остальными, аки Леонид и его спартанцы. И пока продолжается эта битва четырех воинств, Темный лорд Activision продолжает собирать прибыль с продаж миллионов копий каждой новой части по всему миру. И, аки Саурон, он продолжает овладевать неприхотливыми умами игроков, подкупая их Кевинами Спейсами, Джонами Сноу, Дэвидами С. Гоерами в сценаристах, да и Бог знает, чем еще. Может когда-нибудь появится тот, кто положит конец Темного лорду, но, пока, мы поговорим о серии под названием «Call of Duty: Black Ops 2».
Глава 1
Сюжет и персонажи
События «Black Ops 2» разворачиваются через несколько лет после финала «Black Ops 1». И с лету, с первой же каст-сцены, постигает горькое разочарование, так как нам демонстрируют, что герой предыдущей игры, Алекс Мэйсон, вместе с которым мы проходили Лаос, Вьетнам и Воркуту, мёртв. А рядом сидит его сынок Дэвид. Вот так! Поматросили Алекса в первой части и бросили. Словно девушку, которой воспользовались, которую избили и оставили лежать на ржавой металлической кровати в заброшенном холодном доме. Даже как-то гадко на душе. Теперь настала очередь внезапно появившегося ребенка, который стал таким же супер-дупер-мега-убер-специалистом с трехдневной щетиной. И всё ради того, чтобы узнать, кто же виноват в смерти отца, ну и вспомнить прошлое. Вот и вся завязка сюжета. В третьей части, наверное, будет уже внук Алекса мстить за Дэвида, а в «Black Ops 4» собака Дэвида за хозяина? Между прочим, в какой-то серии франшизы предоставлялась возможность играть за четвероногого друга. Не настало ли время собаке управлять ударной группой? Возможно, от неё будет больше толку, чем от здешних ботов-людей. Сама сюжетная кампания довольно короткая, как и сами уровни. На прохождение было потрачено не более семи часов. Это с учетом повторных прохождений некоторых специальных заданий, которые открываются со временем, по ходу развития сюжета. Совру, если скажу, что они были больно уж интересными. Просто всё остальное оставляет желать лучшего.
Как и во всех современных шутерах, здесь есть антагонист, чья фамилия напоминает фамилию актрисы Евы Мендес, - Рауль Менендес. Политический деятель из Никарагуа. Не сказать, что этот злодей впечатляет харизмой, нелегкой судьбой или вселяет ужас своими действиями. Нет. Скорее шрамом и попыткой сценаристов придать ему глубины, неоднозначности. Даже напомнило антагониста недавнего сериала «Джек Райан». По сути, он просто расчетливый бизнесмен, мстящий американскому правительству. Не кричит «Марс вечен!», и на том спасибо. Однако, именно с ним связана наиболее интересная часть истории. Именно он является причиной довольно неплохого, как для серии «Call of Duty», сюжетного твиста в самом конце (но этот твист ни в какое сравнение не идет с тем, кто на самом деле убил президента Кеннеди). Правда, как только спадает эффект «вот это поворот», начинаешь задумываться, задавать вопросы, а потом и понимать, что концовка критики не выдерживает. Эффектно – да, продуманно – не особо. Рука сценариста Дэвида С. Гоера видна. Это тот, кто писал сценарии к таким проектам, как «Человек из стали», «Призрачный гонщик 2», «Темный рыцарь», «Блэйд 3», «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Заметили? То у него хит, то позор человечества. Хоть он и не один работал над сценарием как первого, так и второго «Black Ops», но в одной миссии прям нутром чувствуешь, что это его рук дело. Кто еще мог написать, что антагонист, в порыве гнева, способен убивать целую армию, одновременно получая ранения от пуль разного калибра, и долго не умирая при этом? И это на сложности «закаленный»! Выше лишь «ветеран».В какой-то момент, Менендес просто превращается в орущего Росомаху, который погибает только после двух обойм АК-47, выпущенных вплотную. Никаких генетических экспериментов. Никаких экзоскелетов или чего-то подобного. Просто сестрёнку спасает. Как это мило! Доминик Торетто такое одобрил бы, ведь семья превыше всего!
На неприхотливого игрока это произведет впечатление. Мне же это показалось нелепым и крайне скучным зрелищем. Тем более, что местами игра сама решает за тебя, каким оружием будешь убивать врагов. Хотел застрелить с пистолета, автомата или дробовика? Не-а! Вот, держи мачете, а теперь беги навстречу врагу, в руках которого огнестрел. Тупо? Возможно. Зато сколько плохо прорисованной кровищи! Это же самое важное! (нет)
К сожалению, ничем интересным другие персонажи, в том числе и Дэвид, не запомнились. Типичные бравые американские солдаты, готовые на всё ради страны, семьи, всего мира… Удивляешься лишь тому, как их лица в каст-сценах не трескаются от пафоса и серьезности.
Глава 2
Сеттинг и всё остальное
Сеттинг - среда, в которой происходит действие; место, время и условия действия.
Без помощи Википедии сейчас не представляется возможным разобраться в последовательности и хронологии серии. Проще понять странные и спонтанные решения главы студии Уорнер Бразерс по поводу развития киновселенной DC. Всё начиналось со второй мировой, а затем события перенеслись в недалекое или далекое будущее, в случае с «Black Ops 2», в 2025 год. Хорошая ли была идея такого временного скачка? Сложно сказать наверняка. Каждый к этому по-разному отнесется. Например, те, кто играл в первую трилогию (Ветераны серии на месте?) скорее со скептицизмом на это посмотрят, но всё же попробуют пройти. Благо требования этой игры невысокие. Если ваш компьютер или ноутбук не старее 2013 года (сама игра 2012-го), имеет 2 гб оперативной памяти, видеокарту Nvidia GeForce 9800GT 512 Mb или ATI Radeon HD 4870 512 Mb, то на почти высоких настройках можно вполне комфортно играть. А новое поколение «геймеров», год рождения которых соответствует выходу «Call of Duty 4: Modern warfare», будет только радо новым футуристическим фишкам серии. Однако, нельзя не признать того, что меня игра, как представителя консервативной группы людей, удивила. Удивила так, как еще ни одна часть до этого. Ведь более халтурного, унылого «коридора» с кривой механикой стрельбы и полным отсутствием игровой свободы мне еще не попадалось. И одна из причин моего негативного отношения заключается как раз во временном промежутке, в котором происходит большая часть игровых уровней. Ну не интересны эти выдуманные конфликты будущего! Не интересно стрелять из вашего высокотехнологичного или модернизированного оружия, которое, кстати, слишком всё упрощает. Навёлся, оружие цель выделило, стреляй. Всё! Даже то, что могло быть интересным - либо слишком быстро кончается, либо представляет из себя невероятную мешанину из людей, коней, танков и «картонных» пейзажей.
Сеттинг Второй мировой, Первой мировой, Вьетнама интересен именно тем, что это было в реальной жизни, что используемое оружие в игре сделано похожим на настоящее. Упоминаются имена, события, которые стали частью реальной истории. Это позволяет на минутку, а может и чуть больше, почувствовать себя участником всего этого, стать частью того, что давно произошло, а не того, что происходит сейчас или в гипотетическом будущем. Да, «Call of Duty: World at War» 2008 года был таким же заскриптованным коридорным шутером, как первый и второй «Black Ops». Но атмосфера Второй мировой сглаживала острые углы. Хотелось узнать, что будет дальше, в каких локациях того времени еще окажусь. Даже в «Black Ops 1» нас кидают в тот же Вьетнам, где вся мясорубка проходит под бодрый саундтрек композитора Шона Мюррэя. Особенно будоражили отсылки к фильму «Апокалипсис сегодня». И это был самый яркий эпизод. Но во второй части сеттинг стал гораздо скучнее. Кроме Афганистана 20-го века, интересных настоящих локаций нет, да и тот испорчен местами убогой графикой и постоянной нехваткой времени. Вас на протяжении всей игры подгоняют, как боты-напарники, так и таймер в специальных заданиях. Если хотите пройти уровень, то задерживаться на одном месте дольше десяти – двадцати секунд не рекомендуется. А если всё же и решите остаться в удобной позиции, то вас либо задавят количеством врагов, либо противостояние будет продолжаться долго и нудно. Противники будут наступать, вы их отстреливать, пока не истечет время или вы не сделаете необходимый для игры шаг в нужном направлении. Почему считаю, что в игре нет «игровой свободы»? Да потому что она слишком ограничивает игрока. И дело не только в маленьких локациях и недоступности некоторых мест, но и в действиях, решениях. Во время прохождения сюжетной кампании, появлялось несколько прекрасных возможностей уничтожить главного злодея и его помощника. Буквально было достаточно одного выстрела снайперской винтовки. Но вместо собственного принятия решения, проявления инициативы, игра заставляет вас бездействовать. Просто прячетесь и слушаете. А если и дает возможность, то стрелять только в голову. Попадете в сердце – задание провалено, попадете в живот – задание провалено.
Для франшизы это не ново, однако именно в «Black Ops 2» всё это как-то раздражало больше. Ну сколько ещё можно?! Разрушения в игре тоже «по сценарию». Не говорю про здания и стены. Кружки в этой игре – настолько прочные предметы, что даже сдвиг тектонических плит вряд ли заставил б их упасть со стола. Даже первый «F.Е.A.R» будет более проработанным. А это 2005 год. И там можно было сбивать стаканы со столов, разбивать, сдвигать стулья. Для франшизы, которая чуть ли не каждый год собирает миллиард долларов, отсутствие всей этой мелочи – ничто иное, как позор.
Кто-то сейчас спросит: "Чего автор ждал от этой серии? Открытого мира, больших локаций, графики, как в «Чужой: Изоляция»" ? Продуманного сюжета?». Не «Far Cry», конечно, ждал, но почему нет? Почему бы разработчикам, вместо того, чтобы очередную серию делать по структуре предыдущей, изменяя лишь некоторые детали, не сделать что-то абсолютно новое для серии? Бюджет ведь должен позволять. Или Темный лорд Activision не дает денег и возможностей? Или их стратегия: «делаем все также, пока покупают»? Почему одни стараются, а другие только половину сил прикладывают? Где уважение к фанатам? Идеальных проектов, как в кино, так и в игровой индустрии не бывает. Но многие косяки можно простить, если в игре есть что-то действительно стоящее. И я искренне не понимаю восторгов, которые звучат в сторону этой игры. Может со мной что-то не так?