DreamWorks дословно переводится как "Фабрика Грёз". Увы, если мы говорим о последних работах её анимационного подразделения, грёзами там и не пахнет. Вспомните последний фильм, который вас по-настоящему порадовал и при просмотре которого вы не разу не пожалели о потраченном времени. Пойдём от обратной хронологии. "Капитан Подштанник"? Боже упаси. "Босс-молокосос"? Пусть люди, принесшие ему кассу и обеспечившие работу над продолжением и страдают в кинотеатрах на второй части. "Тролли"? Хороши разве что как коллекция ластиков. Третья "Кунг-фу Панда"? Как минимум близко, но тем не менее вашей покорной слуге не зашло. "Дом"? Разве что саундтреком порадовал. "Пингвины Мадагаскара"? Бросьте, это было надругательством над замечательной трилогией. "Как приручить дракона 2"? Стоп. Стоп-стоп-стоп. Лето 2014 года. Прошло, увы, без малого пять лет.
Вся трилогия делает то, что мультфильмы сейчас совершают не так уж и часто, а если мы говорим о DWA SKG или, простите, "ИЛЛЮМИНЕЙШН" (именно так, капсом кричит миньон при рекламе очередного её мультфильма) - и вообще раз в несколько лет. Речь о том, что она не делает из своих зрителей дураков и не держит всех повально за детей с возрастом "12 -". Она не состоит из набора гэгов и не ломает характеры своих персонажей в угоду ситуации или для шмешной щутки. Это цельная история, где упор делается вовсе не на юмор, где для детей есть Беззубик со своей оравой, а для взрослых - достаточно мрачный для мультфильма про аналога щенков мир, и отличное раскрытие героев и их отнюдь не на детском уровне показанных проблем. Помимо того, что все три фильма про дружбу человека и дракона, им есть ещё много чего показать. Первый - о неуверенности в себе, о непринятии родителями, о том, что у каждого свой путь и если вы все повально считаете, что "я не прав" - возможно, не правы всё-таки вы. Второй - о семье, о семье так глубоко, чтобы персонажи Валки и Стоика в какой-то момент закинули самого Иккинга Кровожадного Карасика 3 (это не я, так в книге написано) с Беззубиком на второй план. Плюс оба отлично работают как драма - не как слёзовыжимательная драма, а нормальная драма в мультфильме, где персонажи не являются бессмертными мультяшками, а чувствуют, ошибаются, просто живут - и да, умирают. Третий фильм... третий фильм сам по себе им не уступает. Он плохо работает со зрителем в том смысле, что его главную мысль доносит предыдущий крупный анимационный релиз в кино - речь о Ральфе с Ванилопой. Таким образом, всё, что он делает со зрителем - правильно, но смотрится это сильно вторично. Хоть умом ты и понимаешь, что это не проблема самого мультфильма, а просто нашего восприятия в данный конкретный промежуток времени.
Но бросьте, вы же пришли в кино не за серьёзными проблемами, вы пришли смотреть на того самого персонажа. Который немного электрический, с огромными зелёными глазами и недавно был партнёром по съёмочной площадке Кита Харрингтона. Спешу вас расстроить - его стало меньше. История будет концентрироваться на Иккинге, Астрид, и, что довольно неожиданно, на всех его второстепенных друзьях, которым вдруг расширили экранное время. Всем четверым - у каждого несколько своих сцен, свои арки, пусть добавлены они в основном как источники шуток, но, тем не менее, сценаристы сумели не сломать характеры своих героев. А Беззубик вместо со своей Дневной пассией и прочей крылато-хвостато-огнеупорной флотилией - конечно, есть, как и потрясающая трёхминутная сцена без слов между двумя Фуриями (не та, что на пляже и проспойлеренная роликами от и до). Есть и бои драконов с людьми, людей с людьми (правда, в этот раз почти нет драконов с драконами), но качественного скачка от второй части они вперёд не сделали. Но это история не про Беззубика - и, в сущности, никогда ей не была. Она про Иккинга и его чувства. Этот герой взрослеет на протяжении саги, некоторые зрители - вместе с ним, а его дракон - это, во-первых, инструмент раскрытия дружбы, во-вторых, инструмент завлечения людей в кинотеатры. Он работает, никаких претензий к нему нет. Но только бы драконов было недостаточно для возвращения того волшебства в проекты "Фабрики Грёз", которого было так много в нулевых, особенно в начале. А драконы плюс замечательная история плюс харизматичные герои, не являющееся картонками плюс стиль и манера подачи, столь разительно отличающаяся от всего, что выходит в анимации параллельно - достаточно.
Режиссировал фильм человек, который помимо трилогии и "Лило и Стича" больше ничего и не сделал - а жаль. У Дина ДеБлуа, конечно, пока четыре из четырёх, но с таким талантом можно было бы радовать зрителей и почаще. Сценаристом, кстати, выступил тоже он, не считать же таковой автора детских книг Крессиду Коуэлл, от которой в мультфильме даже персонажей не осталось. Например, в её цикле Беззубик - это действительно беззубый маленький дракон размером с котёнка. По музыкальному сопровождению сказать нечего - музыка, в отличие от визуала или хотя бы опенинга второй части, не запоминается.
Антагонист, единственное новое лицо в фильме, помимо Светлой фурии... Ну, он есть. Он даже пытается быть страшным. Прописан плохо, мотивация не ясна, в финале не впечатлил. Драго был колоритнее. Затерянный мир, вынесенный в заглавие? Его очень мало, красиво, но суммарного хронометража едва ли на пять минут наберётся. Сцены под стереоскопию? Их много, у них приличная продолжительность, и если вы решите доплатить за билет на сеанс за эффект погружения - он окупит себя, но здесь каждый решает сам. Завершение истории, а это именно завершение, четвёртой части не будет, по крайней мере с этими же героями на главных ролях? Ми-ми-ми, а если серьёзно - достойно. Очень достойно для студии, в последнее время не делающей ничего, что по-настоящему отражает перевод её названия. В целом же, "Как приручить дракона" - отличная, ровная трилогия, где не один фильм по-настоящему не провисает (в отличие от третьих "Шрэка" и второго "Мадагаскара", хотя с последним можно поспорить), по праву заслужившая любовь и критиков, и зрителей. Жаль только, что сейчас под этим лейблом столь редко выходит что-то по-настоящему волшебное. То, за что взрослый зритель до сих пор любит мультфильмы.
До встречи в кино,
Ваша Кэтти-бри