Да, в этом году четырнадцатое февраля обещает быть особенной датой не только для влюблённых пар, для которых День Святого Валентина- красивый символичный повод порадовать своих вторых половинок. Этот романтичный праздник подготовил приятный сюрприз и для тех, кто влюблён в кино, поскольку именно в этот день на мировые экраны выходит первый большой блокбастер этого года- "Алита: Боевой ангел", и пока одни будут заняты суетой с покупкой конфетой и вырезанием валентинок, дабы удивить своих любимых жён и девушек, те, в чьих сердцах живёт любовь к киноискусству, будут заниматься не менее сладостными хлопотами- бронированием билетов и поиском компании для похода в кинотеатр.
Вообще, "Боевой ангел" относится к числу голливудских долгостроев. Джеймс Кэмерон очень долго пытался запустить фильм в производство. Долгое время он лично занимал режиссёрское кресло проекта, но из-за сильной занятости никак не мог приступить к работе, и картина находилась в подвешенном состоянии. В итоге Джеймс решил передать бразды правления Роберту Родригесу, оставив за собой лишь функции продюсера. Как показывает практика, время от времени такие долгострои выстреливают (взять хотя бы прошлогоднего "Мега" с Джейсоном Стэтхэмом), но в большинстве случаев они всё же терпят крах, как творческий, так и финансовый (на ум сразу приходит катастрофический "Одинокий рейнджер"). Не добавляет оптимизма и тот факт, что другая недавняя экранизация японской манги "Призрак в доспехах" оказалась, мягко говоря, непопулярна ни у американских зрителей, ни на родине своего первоисточника. В общем, запуская "Боевого ангела" в производство, да ещё и со столь внушительным бюджетом, создатели сильно рисковали. Давайте разбираться, оправдался ли этот риск.
Сразу признаюсь, что я не фанат японских комиксов и с мангой "Боевой ангел", которая легла в основу фильма, я не знаком. Но тем не менее этот проект был мной ожидаем, в первую очередь из-за его создателя. И это я сейчас не о Джеймсе Кэмероне, при всём к нему уважении. За судьбой "Алиты" я начал следить с того момента, как полномочия режиссёра получил Роберт Родригес. Да, в его фильмографии были провалы, которые хочется забыть, но всё же есть в фильмах Роберта своё очарование, свой неповторимый режиссёрский стиль, и к его творчеству я отношусь с большой теплотой. Трилогия о детях шпионов (ужасную четвёртую часть в счёт не беру), "От заката до рассвета", дилогия об Отчаянном, "Планета страха" и конечно же завораживающий нуарный "Город грехов"- это фильмы, которые я с удовольствием пересматриваю, даже если просто случайно натыкаюсь на них по телевизору. В последние годы его карьера встала в ступор. Трэшовая дилогия о Мачете хоть и получилась весёлой, но сильного впечатления не произвела. На мой взгляд, этот уровень Родригес перерос уже давно, ещё когда снял "Однажды в Мексике". Ему нужен был новый творческий вызов, проект совершенно иных масштабов. Таким вызовом для него и стала экранизация "Боевого ангела". Конечно, руководители студии "Fox" рисковали, доверяя ему столь масштабный проект, поскольку Роберту ранее не доводилось работать со столь большими бюджетами. Но, знаете- с выбором режиссёра они не прогадали! Но обо всём по порядку.
Итак, на Земле идёт двадцать шестой век. Триста лет назад на планете случилась великая война, после которой оставшееся население сосредоточилось в двух местах- большом воздушном городе, парящем над поверхностью Земли, в котором живёт элита, и в городских руинах под ним, представляющих собой футуристическое гетто, в котором люди живут бок о бок с киборгами, которые ничуть не уступают им в интеллекте. Однажды, собирая запчасти для своей мастерской, доктор Дайсон Идо находит на свалке останки девушки-киборга. Идо забирает их в свою лабораторию, где создаёт для девушки новое тело и оживляет её...
Сразу вам скажу, что вот этот короткий пролог, который вы только что прочли- это лишь крохотная вершина огромного айсберга, скрытого под водой. Фильм начинается без какой-либо раскачки. Никакого объяснения, кто такая Алита и почему она оказалась на свалке с оторванными конечностями, создатели не дали, оставив лишь короткую справку в виде начальных титров, чтобы зритель был хоть немного в курсе происходящего. С самого начала история затягивает нас в стремительный водоворот событий. Едва представив Алиту и её спасителя, зрителей сразу начинают знакомить с трущобами: с их суровыми законами выживания, разношёрстными жителями и их своеобразным разделением на классы. Конечно, описывается это всё вскользь, не заостряя внимания на нюансах, чтобы зритель мог уловить самую суть (на более подробный рассказ просто не хватило бы хронометража). По ходу повествования в историю вплетают новых персонажей, различные сюжетные ответвления, которые вроде помогают сложить пазл в одном месте, но в то же время создают новый клубок вопросов, который словно под действием каких-то равнодействующих сил, то распутывается, то вновь начинает расти, как снежный ком, по мере продвижения к финалу. Правда, ближе к развязке пазл начинает принимать более менее законченный вид, но некоторых значимых деталей ему всё же не достаёт. Судьба Алиты так и не была полностью раскрыта, даже не смотря на несколько флешбэков, вкраплённых в повествование. Её предрасположенность к боевым искусствам тоже осталась без объяснений. Остались вопросы и о истории доктора Идо и других второстепенных персонажей, коих в фильме немало. Воздушный город и его обитателей не показали вообще. Да и концовка фильма очевидно дала понять, что эта история ещё не завершена. Возможно, оставив такое количество загадок и открытый финал, Джеймс Кэмерон решил сделать задел на продолжение. Но когда оно состоится и состоится ли вообще-это большой вопрос.
Откровенно говоря, сюжет "Боевого ангела" больше напоминает сборную солянку из элементов различных антиутопий и научно-фантастических романов, а потому какой-то оригинальностью удивить не может. Да, собственно, главным достоинством фильма является и не сюжет, а постановка. Вот на этом моменте я начну рассыпаться в комплиментах в адрес Родригеса и Кэмерона. По стилистике "Алита: Боевой ангел" очень похожа на одну из роскошных интерактивных новелл, выпускаемых на самые передовые игровые консоли, в которых визуальная часть и детализация каждого кадра важны в не меньшей степени, чем само содержание. Думаю, многих из нас уже изрядно утомило то и дело читать на страницах этого замечательного портала новости о том, что Джеймс Кэмерон в очередной раз перенёс премьеру своего фильма, объясняя это сложной работой над спецэффектами и освоением новых технологий. Так вот, после того, что я увидел на экране в "Алите", я готов простить ему абсолютно все задержки! Я даже готов простить более чем десятилетнее ожидание сиквелов "Аватара", поскольку тот уровень визуализации, который я увидел в "Боевом ангеле"- это новая планка для всей развлекательной киноиндустрии. Мне посчастливилось посмотреть фильм в формате IMAX 3D. От всей души советую вам, если у вас будет возможность посмотреть фильм в стереоскопическом формате, то не поскупитесь. "Алита: Боевой ангел"- не из тех фильмов, при просмотре которых, об очках на глазах вспоминаешь только тогда, когда с экрана в зал вылетает какой-то предмет. В этой картине 3D-формат реально создаёт эффект присутствия, как будто ты сам находишься по ту сторону экрана в самом эпицентре действия. Как и "Аватар", "Алита" более чем на девяносто процентов состоит из компьютерной графики, и , как и в случае с "Автаром", такое обилие различных визуальных эффектов полностью себя оправдывает. Под чутким руководством Кэмерона Родригес создал на экране прекрасный живой мир, от которого просто не хочется отрывать глаз. К слову, во всё это великолепие Роберт сумел органично вписать и свой фирменный режиссёрский стиль, который в "Боевом ангеле" читается не столь открыто, как в предыдущих его работах, но всё же периодически прослеживается, особенно в батальных сценах.
Перед просмотром некоторые опасения внушала чересчур мультяшная внешность главной героини. По трейлерам казалось, что от реальных черт лица Розы Салазар, исполнившей роль Алиты, там мало что осталось. Однако, во время просмотра фильма эти опасения развеялись. Лицо Алиты оказалось вполне эмоциональным. Видно, что мастера по технологии захвата движения провели очень кропотливую работу, результат которой оказался, если неидеальным, то очень близким к таковому. Когда Алита улыбается, или плачет, или же злится, задействуется каждый мускул её лица, без всяких эффектов окаменелости, которые зачастую имеют место при использовании датчиков захвата движения. Алита получилась очень живым персонажем, и за неё искренне хочется переживать. Последний компьютерный герой, к которому я испытывал аналогичные чувства при просмотре, был Цезарь из "Планеты обезьян" в исполнении виртуоза зелёного экрана Энди Серкиса. И вот такая ювелирная работа была проделана со всеми персонажами, образы которых представляют из себя сплав компьютерной графики и актёрской игры. Особенно понравились Эд Скрейн и Джеки Эрл Хейли. Эти двое сумели создать двух колоритных антагонистов, даже не смотря на то, что играть им приходилось только лицом, а всё ниже головы было создано при помощи визуальных эффектов.
Есть в фильме и актёры, которым не пришлось проходить через гримёрную комнату мастеров по спецэффектам. Опять же, приятная деталь, что на фоне общей картины, они не смотрятся нелепо, как человек, случайно забредший на экран мультфильма. В этом визуальном пиршестве они смотрятся вполне естественно. Кристоф Вальц исполнил роль доктора Идо, вернувшего Алиту к жизни. Вообще, при всей моей симпатии к Вальцу, взявшего в своё время два абсолютно заслуженных "Оскара", в большинстве картин, в которых я его наблюдаю, он никак не выходит за рамки всего лишь двух амплуа: первое- злодеи, которым он из фильма в фильм, как эстафетный флажок, передаёт свои сдержанные австрийские манеры ("Бесславные ублюдки", "Зелёный шершень", "Тарзан: Легенда", "007: Спектр"), а второе- мягкосердечные заботливые наставники главных героев, как это было в "Джанго освобождённом". В "Боевом ангеле" Вальц вновь примерил на себя второе амплуа, от чего остаётся ощущение дежавю. Словно доктор Кинг Шульц воскрес и из защитника негров переквалифицировался в защитника киборгов. Хоть в "Алите" Вальц и пришёлся к месту, но при всём уважении к Кристофу, ему бы не мешало как-то разнообразить, расширить круг своих образов, а то все эти однотипные персонажи уже не в первый раз навеивают мысли о его актёрской узколобости. Удачно влился в фильм и другой обладатель оскаровской статуэтки Махершала Али, исполнивший роль Вектора, человека с серьёзными связями в трущобах, а Дженифер Коннели вполне органично вписалась в роль доктора Кирен, помощницы Вектора. Отдельный плюсик поставлю фильму за музыкальное сопровождение- оно у фильма очень атмосферное. Джанки Экс Эл, написавший памятную музыкальную тему Чудо-Женщины, которая стала её визитной карточкой, уже в который раз подтверждает свой высокий композиторский класс.
В одном из своих интервью ещё задолго до выхода фильма Роберт Родригес сказал, что ему будет стыдно перед Джеймсом Кэмероном, если "Алита" получиться плохим фильмом. Думаю, что после всего, что я увидел в кинотеатре, Роберт может с совершенно чистой совестью смотреть в глаза своего матёрого коллеги по режиссёрскому цеху. "Боевой ангел"- это два часа настоящего визуального оргазма. При этом красота кадра хорошо сбалансирована с сюжетом, который, хоть и имеет шероховатости и не блещет оригинальностью, всё же далеко не бездумный и вполне логичный. Смотреть "Алиту" на большом экране- одно сплошное удовольствие. Родригес и Кэмерон создали потенциального претендента на многие технические награды.