На днях в сети случайно попалась на глаза подборка лучших танцев из кинофильмов. Аргентинское танго из картины «Запах женщины» с Аль Пачино, получившего свой единственный Оскар за роль в этом фильме, я пересматривала раз пять....Танго было прощанием с жизнью - герой истории, бравый полковник, вышедший в отставку после потери зрения, планировал закончить этот прекрасный вечер пулей себе в лоб.
Полковник разведки Фрэнк Слэйд на первый взгляд такой, каким мы привыкли представлять поручика Ржевского из анекдотов – с юмором, харизмой, острым языком, страстно любящего женщин (любых! всегда!) и жизнь. Свою семью создать не удалось, в родней отношения оставляют желать лучшего – кому же захочется постоянно выслушивать острый сарказм по любому поводу от близкого родственника, к тому же приказным тоном и голосом, привыкшим отдавать команды.
Резкий, взрывной характер редко способствует продвижению по карьерной лестнице – после 26 лет на службе полковник несколько раз исключался из списков на присвоение генеральского звания. После очередного пролета с присвоением, Фрэнк от злости не придумал ничего лучшего, как на пару с сослуживцем пожонглировать боевыми гранатами. Одна из них взорвалась....
Это стало первым событием его новой жизни – жизни инвалида, в миг потерявшего свой статус и дело всей жизни, которое очень любил. Он не умел жить в новых условиях – кто он теперь? Ветеран? Пансионат для отставных военных Фрэнк покидает со скандалом – ему там тесно. Он все еще может за считанные секунды собрать – разобрать пистолет, но не может выйти один на прогулку – он стал беспомощным? Да как же это?
Полковника взяли к себе дальние родственники из маленького провинциального городка – теперь он живет в небольшом коттедже рядом с домом племянницы, ее мужа и их маленьких детей. Малыши вызывают в нем раздражение, а он в них – желание подшутить и подразнить его. Вся семья держится на племяннице Фрэнка – она заботится о детях, муже, ухаживает за полковником, пытается ограничить его в алкоголе и зависимости от секса по телефону.
Конечно, он стал обузой и понимает это. Его опыт и прекрасные аналитические способности остались невостребованным, а он сам – списанным, спивающимся, выброшенным из жизни, оставленным доживать.... А ему всего сорок пять! Он готов жить всю катушку, мечтает засыпать в объятьях с женщиной и знать, что утром она все еще будет с ним.
В это же время в городском колледже учится Чарли – честный трудяга-парень из бедной семьи, которому посчастливилось получить пособие на обучение. Чтобы подзаработать денег на билет до дома на Рождество, Чарли соглашается на работу помощника инвалида – совсем ненадолго, на День благодарения, пока родственники Фрэнка не вернутся из небольшой поездки. Парень предполагал (и племянница Фрэнка его уверяла!), что особых хлопот не будет – покормить, присмотреть, погулять - однако у полковника был свой собственный план...
Второе ключевое событие в новой жизни Фрэнка - поездка вдвоем с помощником в Нью-Йорк, в город, который посещал будучи полным сил, на пике карьеры. Билеты на самолет первого класса, шикарная гостиница, новый костюм, лимузин, ужин в ресторане, где цена одного гамбургера – 24 доллара. Это был прощальное турне Фрэнка, он решил уйти из жизни красиво, так, как понимал красоту – широко и по-барски соря деньгами вокруг себя, утоляя свои жгучие плотские желания... Кульминацией стало танго с красивой девушкой – в ресторане он сумел почувствовать женщину рядом, красиво поухаживать, пригласить на танец и выразить танцем переполнявшиеего страсть, нежность и тоску.
А потом вся лирика ушла. Это юной девушке можно сказать, что «за минуту можно прожить целую жизнь», а сам он слишком хорошо знал о бесконечности бессмысленных дней, складывающихся в недели и месяцы... В гостиничном номере Фрэнк, отослав помощника Чарли за сигаретами, одел свой парадный мундир и приготовил пистолет. Чарли уже спустился в холл гостиницы, но почуяв неладное – уж больно далеко отослал его полковник за каким-то особым сортом табака –вернулся назад, и вовремя.
Чарли сумел найти искренние слова, удержавшие полковника от выстрела. Ему было не все равно, что случится со случайным знакомым, он просто не мог повернутся и закрыть за собой дверь гостиничного номера, сделав вид, что его это не касается. И на следующее утро, когда к полудню Фрэнк не встал с кровати, Чарли, помня, что машины являлись второй страстью полковника - после женщин, разумеется – смог уговорить его выйти из номера предложением «покататься».
Правда, Чарли и предположить не мог, что кататься они будут на новеньком феррари, а за рулем будет сам полковник.
Отношения двух мужчин изменились, вместо покровительственной снисходительности Фрэнк, удивляясь сам себе, почувствовал что-то отеческое к парню. Это и стало его толчком к жизни – он вновь почувствовал себя нужным, защищающим, борящимся. Узнав о нравственной дилемме Чарли в колледже, о предстоящем заседании дисциплинарной комиссии и о том, каковы могут быть последствия для будущего Чарли, если он поступит исходя из своих высоких моральных принципов, полковник является на заседание и произносит пламенную речь в защиту своего помощника.
А после, когда полковник прощался с Чарли, к ним подошла преподаватель политологии, выразить свое восхищение смелостью Фрэнка. Было сказано всего несколько общих вежливых фраз, но появился свет надежды на что-то большее...