Вскоре мне предстоит держать экзамен по новейшей истории Востока, среди круга вопросов есть история Ирана. На волне увлечения культурой, обычаями и историей этого древнего народа я склонен был посмотреть о нём несколько фильмов, один раз невнимательно промотал фильм о Пророке (все же понимают, кого я имею ввиду?) и «Забивание камнями Сорайи М». Я считаю себя мазохистом в том плане, что испытываю свои моральные устои на прочность просмотром фильмов с разными формами неудобства. В данном случае мы имеем очень непростой и сложный фильм, поднимающий вопросы упивания самовластьем и извращения сур Корана. Писать буду долго и нудно, а потому не гарантирую, что вы испытаете эстетическое удовольствие от чтения, как мне не удалось его получить от фильма, хотя такие картины всё же нужны, чтобы помнить о том как тонка грань между Зверем и Человеком.
Сюжет фильма основан на реальной истории, вернее адаптации одноимённой книги французского журналиста Фрейдона Саебдажана в которой он обличает жестокие законы шариата. Роман запрещён в Иране, как раз из-за критического отношения к исламской системе ценностей. Ислам самая молодая и самая амбициозная религия. Быть приверженцем Ислама, значит думать, мыслить и действовать по законам Шариата, любить мать, отца, уважать женщину, ведь она для ислама священна. Но здесь я увидел, что мужчины относятся к ним как к рабыням, к бессловесному скоту, без права на собственное мнение. Сразу становится понятно, что Али – из той породы, которые хотят жить максимально легко и содержать только сыновей. Остальные – не его забота и он хочет сменить жену на девочку-подростка, ибо та лучше в постели. Но Сорайя честная женщина и стала работать, чтобы немного накопить и дать мужу развод. Дальнейшие действия мужа можно объяснить только тем, что он порядочная свинья. Также это фильм о том, как полярно общественное мнение, стоит поставить перед ними кипящий котёл, и семерых свидетелей харама, тогда общественное мнение будет порицать ни в чём неповинного человека. И чёрта с два ты что-то там докажешь. Может показаться, что в фильме клевещут, ведь такое отношение к женщине в Исламе не приветствуется. Это просто попытка показать, как быстро к человеку липнет грязь мира, как легко стать зверьём с благородным лоском. И что цель оправдывает любые средства, даже такие низкие.
С сюжетно-смысловыми связями разобрались. Теперь поговорим о том, почему этот фильм тяжело воспринимать. Темп повествования неторопливый, нынешний зритель воспитан на клиповом монтаже и не может сосредоточить внимание на чем-то одном больше чем на минуту. Здесь же первые минуты фильма – это крупные планы и натурные сцены. Где показана природа и плоскогорья. Весь фильм подаётся как рассказ Захры главному герою, который добрую половину фильма остаётся за кадром. Динамичность не входит в список достоинств, да и как критерий оценивания её лучше не использовать. Ближе к концу, когда интриги закручиваются, музыка меняет интонацию и всё звучит как предостережение. Самый драматичный момент – когда Сорайя прощается со своими девочками. В этот момент происходит пик напряжённости, кульминация всего повествования, то ради чего всё и замышлялось. С токи зрения визионерства у меня к картине претензий нет, всё находится в правильной пропорции и создаёт нужный градус напряжения в острые моменты, а их здесь более чем много. Восточные мотивы звучат как приговор дальнейшей судьбе Сорайи. Страшно от того что где-то есть такие ублюдки, способные извратить господа и поставить на свою сторону всех в своих гнусных попытках жить для себя, упиваясь своей вседозволенностью. Мораторий на забивание камнями был введён в 2002-м. Но какая разница, если есть такие, кто игнорирует символы веры. Высшая сила сейчас не значит ничего, а значит, такие сюжеты могут случиться сейчас. И от этого холодок по коже.
Актёры не играют, они живут. Каждый из них прочувствовал эти события и пусть из наиболее знакомых нам здесь только один – Джеймс Кэвизел, да и тот эпизодический герой, то Можан Марно и Шоре Агдашлу выдали мощное и органичное существование в своих непростых образах. В последних сценах восхищаешься стойкостью Сорайи, которая забита без вины и пусть кровью харкают те, кто провернул сей ужасный, достойный бесчестного интригана план. Актёр настолько проникся ролью Али, что невольно сомневаешься, неужели актёр играет самого себя, неужели он и по жизни такой зверь, никому из них не хочется сочувствовать, ни на чью сторону не хочется вставать. Просто показали, как человечество терзает само себя. Религия несовершенна, потому что люди несовершенны, особенно те, кого мы видели на экране. Мы скатываемся в средневековье, а они – его предвестники. Игра сильная, вызывает чувства. Их всех хотелось сжечь огнемётом и сравнять с землёй. А самое паршивое, что всё, что провернул Али – всё зря.
Вердиктируя. Максимальная степень тяжести. Рекомендую смотреть фильм, но очень осторожно, потому что он оскорбит чьи-то чувства, заставит ненавидеть человечество, или конкретно Ислам. Фильм показывает степень нашей бесчеловечности по отношению к своим соплеменникам, когда мы чего-то возжелаем. Готовы идти по головам, прикрывая это избитой фразочкой «это просто бизнес». Но если мир докатиться до такого безобразия, то это всё. Фильм нужный, он открывает на многое глаза и позволяет взглянуть на всё новым взглядом. Один раз, но это нужно посмотреть. Будет трудно, но это надо сделать. Я поставил фильму девять баллов, хотя фильм однозначно вне оценок. Всем добра и приятного просмотра!