Есть фильмы, которые вызывают чувство «дежа вю», и это не сбой в матрице головного мозга, это реальные ощущения, которые накладывает та или иная лента. И первые ассоциации, вызванные просмотром «Прекрасных созданий», у меня оказались связаны с фильмом «Сумерки». В самом деле, сходство с известным кинопроизведением всех времен и вампиров налицо. Те же семейные проблемы, те же герои, с той лишь разницей, что теперь теневая сторона представлена в женском обличье, а юноша оказался из разряда простых смертных. Даже рассказ от первого лица, жизнь с отцом и знакомство в школе можно смело приравнять к «Сумеркам», уже не говоря о том, что первоисточником данного фильма как в одном случае, так и в другом явилось литературное произведение. В этот раз экранизации подвергся одноименный роман Ками Гарсиа и Маргарет Стол, они же оказались авторами сценария, к которому приложил свою руку и режиссер фильма, Ричард ЛаГравенес.
Помимо сумеречной саги здесь прослеживается влияние еще одного произведения, теперь уже из классической литературы. Видимо, авторы решили не изобретать велосипед и «замахнуться на Вильяма, нашего, Шекспира» (с). И если одной половине человечества уже порядком надоело использование страстей а-ля Ромео и Джульетта под разными соусами, то другая половина все еще продолжает умиляться и проливать слезы над вымыслом. Как говорится, о вкусах не спорят, и мы не будем. Однако и не будем отказывать себе в удовольствии покритиковать данную картину.
Чем же откровенно плох фильм? Во-первых, сценарий. Во-вторых, тоже сценарий и, в-третьих, как ни странно, сценарий. На четвертой строчке располагается актерская игра юных дарований, если, конечно, слово «игра» здесь уместно, а замыкает наш хит-парад музыкальное сопровождение. Но давайте обо всем по порядку.
Сюжет незамысловат и линеен, парень влюбляется в девушку, которой вскоре предстоит сделать нелегкий выбор, перейти на темную сторону и стать ведьмой, или же остаться на светлой стороне в качестве обыкновенной заклинательницы, да-да, толерантность добралась и до ведьм, и теперь неприлично называть их как-то иначе. Вот, собственно, и все, что можно сказать о сюжетных перипетиях. Сценарий пестрит черными дырами и белыми пятнами. Сюжетные линии второго плана оборваны, герои могут внезапно появиться из ниоткуда, чтобы потом уйти в никуда, да так, что о них потом не вспомнит ни одна живая душа. Приведу в пример Ридли (Эмми Россам). Ее сногсшибательное появление на роскошном красном «БМВ» было подобно мощному торнадо, а все сцены с ее участием добавляли фильму того огня, которого ему так не хватало на протяжении всего хронометража. Но это совсем не помешало сценаристам забыть о ней на весьма продолжительное время и предоставить ее самой себе.
То же самое касается и Серафины. Серафина, являясь высококвалифицированной ведьмой со стажем, оказалась начисто лишена своего прошлого. О ней известно только то, что она младшая сестра Мэйкона и мать Лены, но как она оказалась на стороне тьмы, об этом история умалчивает. Остается только догадываться, что послужило причиной такой перемены. Или же взять себя в руки и прочитать первоисточник.
Баланс первого и второго планов слишком явно смещен в сторону главных героев, и это тем более обидно, так как на втором плане находятся те персонажи, за которыми наблюдать гораздо интереснее. Но создатели картины предпочли отдать львиную долю экранного времени скучным Итану и Лене (Олден Эренрайк и Элис Энглерт), вытеснив других героев со сцены и дав им возможность лишь изредка появляться и напоминать о себе яркими вспышками. В итоге зритель вынужден битых два часа смотреть за тем, как развиваются отношения молодых людей, начиная с момента их знакомства и заканчивая финалом. Отношения, надо сказать, развиваются ни шатко, ни валко, эволюционируя от обмена любезностями до проявления настоящих искренних чувств. О том, что чувства есть, нам скажут не единожды устами Итана, хотя на развитии диалогов, которые в основном состоят из наивных вопросов юноши и колких ответов девушки, это никак не отразится, разве что градус язвительности немного снизится. Чего никак нельзя сказать о тех разговорах, которые ведет старшее поколение. Вот их как раз будет интересно послушать, чтобы лучше понять героев Джереми Айронса и Эммы Томпсон.
Если диалоги второстепенных персонажей еще могут как-то помочь в их раскрытии и понимании, то сказать то же самое об исполнителях этих ролей язык не повернется. Искренне хочется верить, что Джереми Айронс (Мэйкон Рэйвенвуд) случайно оказался на съемочной площадке «Прекрасных созданий», или же просто ошибся дверью. Безусловно, его присутствие идет только на пользу картине, но эта картина не соответствует тому уровню актерского мастерства, которым он обладает. Его Мэйкон просто очень хороший человек, наделенный сверхъестественными способностями и чутким сердцем. Человек, способный бороться за свои убеждения и за тех людей, которые ему дороги.
Эмма Томпсон (Серафина) в который раз демонстрирует очередные грани своего таланта и в который раз поражает своей неразборчивостью в проектах. Очень жаль, когда бездарная лента может похвастаться таким актерским составом, и очень жаль тех актеров, чья фильмография становится богаче на еще один проходной фильм. Ее Серафина, обладая неимоверной силой и могуществом, оказывается способной только на то, чтобы действовать исподтишка и загребать жар чужими руками. Можно сказать, что это пресловутое женское коварство, но одного коварства для ведьмы 80-го уровня недостаточно, хотелось бы увидеть ее во всей своей красе. Но здесь скорее вопрос к сценаристам и авторам книги. К Эмме вопросов нет, ее игра как всегда безупречна, сцены с ее появлением на экране одни из лучших, особенно сцена в церкви; кстати, шляпка и правда ужасная.
Музыкальное сопровождение ленты оставляет желать лучшего. Похоже, оно пребывает в астрале, и, чтобы о нем совсем не забыли, время от времени передает оттуда приветы. Его присутствие здесь – это обыкновенная формальность, оно нужно только для галочки. Подобранные композиции не справляются со своей задачей как-то одушевить и украсить картину, и с успехом разрушают и без того неустойчивую атмосферу фильма.
Подводя итоги, хочется отметить, что «Прекрасные создания» не обладают теми качествами, которые могли бы позволить им претендовать на место в сердце искушенного зрителя. И если у вас есть в запасе лишних 120 минут, то попробуйте провести их с большей пользой, не стоит тратить свое время на просмотр таких созданий, какими бы «прекрасными» они ни были.
Посвящается Maiki.