Периферия, для многих людей вырваться из глубинки цель чуть ли не всей жизни - огромный город, где все бурлит, где ночи ярче дня, а перед тобой открыты колоссальные возможности. Главное найти нужную дверь и сделать первый шаг. Подобными историями полна наша с вами жизнь, но лишь единицы добиваются успехов, возвышаясь над остальными, по разным причинам, свернувшим с намеченного пути. И тут друзья важно знать, из-за чего!? То, что интересно и обсуждаемо часто переносится на экраны, только одно но, в современное время любой проект о восхождении на «вершину мира» строится на личности только одного человека и позиционирует себя, как продукт потребления, для мимолетного удовлетворения амбиций достатка. С полным отсутствием послевкусия, не говоря уже про пищу для ума. Что делает «героя» абсолютно не интересным, и даже мертвым.
1981 год – «Лучший фильм» по версии журнала «Советский экран».
В основу фильма «Москва слезам не верит» лёг сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных. Москва 50-х годов, центр советского мира, оплот надежд и возможностей. Верные подруги из провинции приехали в столицу с желанием покорить ее, отыскать то, что называется счастьем, только для каждого оно индивидуально. Мечты мечтами, но кто мы такие, чтобы загадывать? Главная отличительная черта всей истории - это полное погружение зрителя в происходящее, в судьбы трех очаровательных, но совершенно разных девушек. Такой эффект невозможно достичь не уделив должного внимания персонажам, их характерам и окружению. Они интересные, они настоящие, они те, кто вполне может жить у нас по соседству. Немного истории, сценарий был написан всего за 19 дней для конкурса, на котором занял III место. Примечательно, что на первые два так и не смогли найти достойных кандидатов.
Условно лента делится на две части – «до» и «после».
Антонина, в исполнении очаровательной Раисы Рязановой. Первая подруга главной героини, милая, скромная девушка, для которой личное счастье и семья – самое главное в жизни. Устраиваясь маляром на стройку, она не думала, что «временное», перерастет в «постоянное». Не спешите расстраиваться, обычная профессия, которых тысячи, совершенно ее не тяготит, напротив, к ней она относится очень ответственно. Встреча с Николаем (Борис Сморчков), скорая свадьба, и вот молодая семья пополнила перечень рядовых граждан Москвы. Даже спустя двадцать лет, их дом полон уюта, они смогли пронести любовь и взаимопонимание, а главным их жизненным достижением можно считать троих подрастающих сыновей. Лично мне эта пара ближе, пускай она и самая скучная в плане действия.
Людмила - вторая лучшая подруга, сыгранная экстравагантной Ириной Муравьёвой. Данный тип героев расценивает открытые перед ним возможности, как вызов, как некую лотерею, в которой они обязаны выиграть. Познакомившись с подающим большие надежды хоккеистом Сергеем Гириным (Александр Фатюшин), она решила действовать, вот он - пропуск в лучшую жизнь. Вскоре, после волны ухаживаний они поженились, билет на семейное счастье выписан, но не сложилось. Сильный человек по званию, оказался слаб. Кто знает, в чем причина, возможно, Сергей не выдержал давления славы, и решил заглушить внутреннюю боль спиртным, а возможно и то, что для хранительницы очага сам очаг был и не важен. Но, при всем личном эгоизме, Людмила никогда не забывала о подругах, вот она мифическая женская дружба.
Катерина, в исполнении несравненной Веры Алентовой, главный персонаж, центр всех историй, на ошибках которой мы и учимся. Поддавшись уговору подруги (второй), молодая и амбициозная девушка, изрядно приврав, знакомится с начинающим телеоператор Родионом (он же Рудольф). Отношения, построенные на лжи, к хорошему не приводят, и заплатить придется довольно высокую цену. Выплакав все глаза, Вера продолжает жить, одна растит дочь Александру (Наталья Вавилова), учится, работает и постепенно добивается небывалых высот в карьере. И вот, ей уже почти сорок, а спутник всей жизни, где-то бродит. К счастью, судьба лучше знает когда… Георгий Иванович (Алексей Баталов), обычный слесарь из НИИ – тот самый спасательный круг, долгожданный, которого она ждала целых двадцать лет. Человеком простым его можно назвать только с натяжкой, обладая весьма ценными человеческими качествами – честность, открытость и доверие, он мгновенно завоевал зрительскую любовь. Настоящий мужчина, который привык нести ответственность не только за родных, но и за каждое сказанное им слово. Данный персонаж удивляет своим поведением, всем своим существованием, особенно зрителей XXI века.
Весь актерский состав достоин оваций, Лия Ахеджакова, Владимир Басов, Олег Табаков, Юрий Васильев, Леонид Харитонов, Раиса Рязанова, Михаил Зимин, Валентина Ушакова и все-все, кто появился хоть на секунду в кадре.
Режиссером выступил Владимир Меньшов. Для справки, у именитого человека не сразу сложилось с фильмом, проскальзывали и мысли об отставке с поста руководителя. Но все утряслось, и проект реализовали. Первые отзывы были весьма прохладными, но огромный кассовый успех, зрительская любовь и «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» сняли все вопросы. На вручение престижной награды режиссер (как и вся съемочная команда) отсутствовал, свой законный приз смог забрать лишь в 1988 году.
В советском кино огромную роль играют мелодии, песни, которые легко запоминаются, которые мы напеваем спустя годы. Больше говорить не стоит, давайте споем:
«Александра, Александра, это город наш с тобою
Стали мы его судьбою, ты вглядись в его лицо.
Что бы ни было вначале, утолит он все печали
Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо.»
«Москва слезам не верит» - это подарок старой эпохи всем нам, такой душевный, искренний и настоящий. Статус ВСЕНАРОДНЫЙ он заслужил по праву. Яркие судьбы и сильные характеры, любимая киноповесть способна научить и молодое поколение, хоть оно и довольно остро реагирует на определенные элементы из прошлого. Горько осознавать, что многих из создателей уже нет на этом свете, но дело их продолжает жить в наших сердцах, радуя с голубых экранов, привнося в жизненную действительность щепотку волшебства.
...никогда не сдавайтесь, берегите себя.