Всегда сложно начинать заново, ещё сложнее завоевать утерянное доверие и каждый текст как минное поле, потому что приходится выверять каждое выражение и когда весь год никому не принадлежишь, то теряешь субординацию, перестаёшь отличать добро от зла и фильтровать поток сознания. В этот раз попробую выразиться ясно и понятно без излишних подтекстов и словоформ, поскольку простота - залог здоровья. Формат рецензии не позволяет мне говорить что "кино классное", "зашло", потому что это будет коротко. Без весомых аргументов любая вычурная фраза превращается в детский лепет. В хорошем вступлении, на мой взгляд, должно быть немного откровений чтобы текст не казался обезличенным, забитым ботом. Если честно, то во время просмотра этого сериала я немного утомился поскольку решил осилить все серии в один день, но потом пересмотрел несколько ключевых эпизодов и тогда в моей голове что-то сформировалось. Спешу этим с вами поделиться.
Между первым и вторым фильмом лежит огромная пропасть в шестнадцать лет, поменялось поколение, мировоззрение и ценностные ориентиры, но что осталось неизменным, так это отношение к войне как самому страшному мировому злу. И на этом поле, как выясняется, тоже нужно суметь грамотно сыграть, найти точки соприкосновения с сознанием зрителя, чтобы фильм точно не прошёл мимо своей потенциальной целевой аудитории. И каждый из режиссёров, кто возьмётся сейчас снимать кино о Великой Отечественной Войне, подвергнется проверке на человечность и честность. Многие по этому критерию проваливались, но как мне кажется самым честным военным фильмом в наше время является "Брестская Крепость", вышедшая кстати в том же году, что и "Предстояние" (2010-м), но снискавшее не меньше, а может даже больше кассового успеха, чем обозреваемые объекты. Сериал подразделён на два фильма, а потому можно в рамках одного текста оценить две кинокартины. Понятно, что обе картины сдобрены большим количеством навоза в виде критики как от официальных издательств, так и от видеоблоггеров, поэтому мы не будем акцентировать внимание на недостатках, а попытаемся найти хоть какие-нибудь достоинства. Этой попытке "оправдать" фильм и будет посвящена основная часть рецензии.
Всё начинается с того что Сергей Котов обретается на нарах и видит страшный сон, где он в открытую унижает вождя на его дне рождения. Летняя беседка у реки, где-то на берегу играют музыканты, товарищ Сталин намазывает бутерброд и рассуждает об отсутствии в своём детстве сладкого и о пищевой ценности бутерброда с маслом и варением. Камера в этот момент выхватывает каждую деталь, как неторопливо и в то же время вальяжно растекается оно по поверхности хлеба, даже маленькая пчёлка не удерживается и спешит попробовать вкуснятину. У Иосифа Виссарионовича день рождения, и все рады этому событию. Маруся приготовила сюрприз, Серёжа улыбается и всё хорошо. И потёмки бараков тюремных контрастируют с этими цветными вставками. В этом фильме в формате сериала есть три основные сюжетные ветки: События глазами Котова, соответственно его правда, взгляд чекиста Дмитрия Арсенева со своей правдой и дочери Нади, которая просто хочет найти Отца и это стало смыслом всех её жизненных перипетий.
Посмотрев "Предстояние" нашёл лишь два момента, вызывающих вопросы - это выстрел в копчик немецкому офицеру и просьба молодого погорельца показать грудь, не думаю что даже самый агонизирующий разум способен родить подобное последнее желание. Но сценаристы видимо посчитали, что и такое могло произойти, пусть это остаётся на их совести. Но сильные сцены, проникающие в сознание также имеют место быть. Например сцена, где отец Александр и Надя дрейфуют на мине, несмотря на всю абсурдность ситуации можно пофантазировать об аллегориях, вроде как самое страшное оружие стало спасательным кругом для крещёной комсомолки, что в терминологии литературы зовётся оксюмороном (сочетание противоположностей как "живой мертвец") и если мыслить в этом ключе, то можно обнаружить что процентов восемьдесят-девяносто всех сцен построено именно по такому принципу, где солдат переехал комиссара Спиваковского, или представитель Элиты в исполнении Марии Шукшиной, перевозящая бюсты Сталина, поведение её конечно же за гранью. Но мы здесь не для того чтобы глумиться над фильмом, а для того чтобы хоть немного его оправдать. В этом фильме мало адекватных моментов, но они есть, вроде сожалеющего танкиста-Мерзликина как положили "элиту" за пятнадцать минут, да их на самом деле жалко, ведь годы тренировок, прохождение учебки - всё зря, потому что Михалков наделяет героическим ореолом похоть и разврат во славу трэша. Также есть ещё доктор-еврейка, спасающая жизни всем, независимо от идеологии и политических предпочтений. Она просто выполняет свой долг врача в условиях военного времени. И это заставляет симпатизировать персонажу. Есть также сцена с немцами в деревне, показывающая что не все там поголовно эсэсовцы, Они тоже люди, которым приходится воевать за политиков, открывших в своих кулуарах этот ящик Пандоры, погрузив мир в хаос. Вообще война оставляет мало поводов к смеху, поэтому любой юмор, который здесь есть, даже завуалированный, воспринимается в штыки, ввиду неоднозначности событий и тематики кино.
Если в "Предстоянии" было много всяких ляпов, оставляя мало места положительным моментам. То ""Цитадель" в формате сериала стала хорошим завершающим всю историю действом, призванным вернуть немного здравого смысла в этот театр абсурда, который иначе как "боснийский артхаус" воспринимать не хочется. С первых кадров мы видим пьющий офицерский состав, чествующий новоиспечённого генерала, пославшего с бодуна на верную смерть весь штрафной батальон во имя захвата Цитадели. Для меня абсурдизм закончился когда на авансцену боевых действий вышел Митя и они вместе заводили немецкий танк и ночевали в болоте. Сильнейшей сценой второго фильма я считаю тот самый эпизод, когда Митя вывозит Котова к реке, якобы на расстрел и в цветастом монологе разжёвывает зрителю что, зачем и почему происходит, а главное - как он остался жив после того как убил себя. Здесь актёр Олег Меньшиков ещё раз показал что он хороший актёр, что сохранил присущую своей игре характерность. Никита Михалков, как и многие из актёрского состава, моментами перебарщивает с экспрессией в мимике и жестах, изредка меняет выражение лица, но взгляд его и по сей день выразительный. Дмитрий Дюжев играет хорошо, но его персонаж кажется немного пришибленным, но то как его вывели из повествования заставляет даже пустить слезу, и котовское милосердие здесь тоже проявилось. Артур Смольянинов неплохо смотрится на экране, вообще люблю этого актёра, есть в нём какая-то солнечность, несмотря на окружающий мрак. В плане актёрства и лицедейства "Цитадель" будет даже получше "Предстояния", ведь именно здесь путь домой достигает кульминации и многое становится понятным, уже не важно что актёры моментами переигрывают, что чересчур много крепких выражений, не к месту и не ко времени вставленных. Цель всего фильма достигается в последних кадрах. И вот до этого момента ты наблюдаешь, смотришь и выдыхаешь, потому что ты преодолел с этими героями большой путь. Путь невосполнимых утрат и напрасных потерь. От безумия к Надежде (великому чувству или дочери Михалкова - тут пусть каждый выберет для себя сам).
Несмотря на всю нелепость коллизий и абсолютную историческую недостоверность я не считаю этот сериал провальным хотя бы потому что он подвигнет некоторых к более внимательному изучению истории своей страны, что позволит составить собственный взгляд на русско-немецкий вопрос в истории мировых войн. И пусть этот фильм не был обласкан критикой, хоть и обоснованно, но получить от него удовольствие вполне реально, если закрыть на особо острые моменты глаза. Если расценивать этот сериал именно как артхаусную постановку, то всё получилось весьма хорошо, удобоваримо. Технический аспект фильма на высоком уровне: музыкальные темы и бытовые звуки создают нужную атмосферу. Много пафосных и эпичных мелодий, под красочные взрывы и криво прорисованную немецкую технику, хотя нет - танки выполнены на совесть. Не воспринимайте этот фильм так как его позиционируют - культовое полотно в духе "Войны и мира" Сергея Бондарчука, это совершенно другой уровень притязаний, это особый взгляд режиссёра на извечную тему. Сделано в общем-то неплохо и хочется посоветовать вам к просмотру именно сериальную версию фильма, потому что только так можно получить хоть немного удовольствия от этого полотна. Всем добра и приятного просмотра!