Режиссёр-фильм-выражение.
От эстетского клише снобизма и художника модерниста многие переходили на другие рельсы и хлебные поля. Жизнь заставляла и диктовала свои условия. Алексей Балабанов не был никогда скрягой и циником. Цинизм не в крови был, как и стремление обогатится. Настоящий художник презирает многое, в том числе и деньги. Они для него ничего не значат. Как не значили для Алексея Балабанова.
Есть деньги, хорошо. Нет денег, не обращаешь особо на это внимание, творишь, пишешь, слушаешь, смотришь. Тебе нет дела до всех! До всего мира, и что там вообще происходит. Ты этого не знаешь, ты не в теме. Новости не для тебя. Ты живёшь очень обособленно, только своим миром. Чем больше творец, чем больше художник слова, дела – тем больше странностей он в себе носит. Пусть безобидно, но для всех чудно. Это его внутренний мир, и ничего он с ним поделать не может.
Писать или снимать по заказ можно, можно и деньги этим зарабатывать. Но это будет всегда «мёртвое дитя», в нём нет жизни, чувств, дыхания, настоящего чувственного дыхания, но будет одна фальшь. Видать это знают настоящие «художники», творцы слова и кадра, это знал и Балабанов, который с самого начала был за естественность и натуральность во всём. Такое проявление видно ещё в его дипломной работе 1987 года «Было другое время».
Следующие работы только подтвердили стремление молодого ассистента режиссёра. И выпущенные на Свердловской киностудии «У меня нет друга, или One step beyond» (1988) и «Настя и Егор» (1989) были фильмами откровением о музыкантах и их жизни.
Затем, видать начался период "наворотов" и осмысления сложного. Эстетизм картинки отступал перед смыслом многоликого воплощения, и театр абсурда захватывал пространство. Художественная ценность проявлялась в чтении многослойных трактовок. Так одна сцена в кадрах могла рассказать десятки страниц. В этом было проявление нового витка модерна.
Как отдельной направленности фотографии, говорят, рассказывают и делают свою экспозицию, так и пёстрый карнавал отдельных сцен давал человеческое действие, часто не поддававшееся логике. Знаменитый отец такой постановки, тот же Ходоровский. Действие лишено смысла до определённого момента. Писатели такого направления становились его друзьями в сон, и утром, сон оживал в действие на бумаге или в кадре.
Сэмюэль Беккет повлиял на Балабанова в полном метре в постановке «Счастливые дни». И на очередном Каннском фестивале картину оценили по достоинству. Там любят необычные и непростые, не на что непохожие «вещи» фильмы. Всё, что теряет логику - становится модерном. Алогичность идёт в развитии бессмысленности, как вида издевательства в кадре. Естественно, такое мало кому понравится.
Положение диктует противоречие. Часто в гротескной форме, как это было для меня с его фильмом «Замок».
Человек-личность или индивидуальность не нужен обществу, которое консерватор в своей сути, и не развивается.
Замок представлен в понимании бюрократической машиной, попасть в него невозможно. И как Джордж Оруэлл в своём известном романе «1984» давал такую антиутопию, которая подходила под любой строй в любое время политической власти.
Нечто подобное прокрутил Алексей Балабанов в фильме «Замок», где абсурд правит бал, образ землемера – это белка в колесе, карнавал пустозвонов составляет народную массу. Всё действие- мишура и бег по кругу. Чем больше преград и запретов – тем больше хочется попасть и изменить эту нелепую абсурдность.
Фильм несёт отпечаток современного «Трудно быть богом», немного Шекспировского гротеска и «Кин-дза-дза» в эпоху феодального анти-рыцарства.
Для любителей-музыковедов будет познавательно упоминание главным композитором в этом фильме – Сергея Курёхина. Его музыка представляла собой много сплавов в стилистике. Его конёк - смешение музыкальных стилей, от авангарда до экспериментального рока и новой волны с упором на импровизацию. Довольно редкая музыкальная дорожка – в этом её интерес.
Кроме всех построссийских в основном джазовых (фри-джаз) и рок-эксприм самых известных исполнителей, к Курёхину приезжал и играл сам Ян Гарбарек (высокоинтеллектуальный ЕСМ джаз). Его коллеги и выступления с Джон Зорн и Билл Ласвелл. Для автора статьи этого достаточно чтобы чтить.
Это последняя работа скандальной знаменитости Сергея Курёхина у скандально-народного гения кино Алексея Балабанова. Через два года Курёхин умер от редкого неизлечимого заболевания сердца. Прообраз Курёхина воплотил на экране главный герой. Фильм числится в любимых у автора. У руля режиссёра стал известный музыкант Гарик Сукачёв. Фильм называется "Дом солнца" (2010) примечание автора (ред.) Но это уже другая история.
Сосценаристом в этом фильме был сам основатель студии СТВ, настоящий друг и напарник – Сергей Сельянов; который был с Балабановым до конца.
(продолжение следует в следующих частях переходящей темы рецензий одного автора или жанра) ...
Начало Балабановщины в рецензиях к фильму "Брат" и "Брат 2"