Цикл рецензий переходящих от одного фильма к другому. В данном случае, статья и тема посвящена известному постановщику, сценаристу, продюсеру и режиссёру – Алексею Балабанову, а также Сергею Бодрову мл., так безвременно и рано покинувшим этот мир.
Смерть ничто. Есть только счастье! Счастье творчества, счастье природы бытия, где бы ни пребывал творец или мастер. Есть всемирная, всепоглощающая любовь. Любовь в наших сердцах. Любовь к искусству, любовь к выражению, любовь каждого из нас к чему-то или кому-то. Часть любви – это наши воспоминания, наша память. Всё.
Крылья! Всё началось с крыльев Наутилус Помпилиус, а ещё с воспоминаний. Воспоминаний нашей вчерашней, прошлогодней, вековой и вечной жизни. Только важные для вас, настоящие воспоминания рождают и дают крылья. Крылья были у Сергея Бодрова мл. и Алексея Балабанова, фильм «Брат», а ещё Наутилус Помпилиус «Крылья» (слова песни).
Мне хочется плакать от боли или забыться во сне,
Где твои крылья, которые так нравились мне?
Когда-то у нас было время - теперь у нас есть дела,
Доказывать, что сильный жрет слабых,
Доказывать что сажа бела,
Мы все потеряли что-то, …
Где, твои крылья, которые нравились мне?
Я вижу ты боишься открытых окон,
И верхних этажей,
И если завтра начнется пожар и все здание будет в огне,
Мы погибнем без этих крыльев - которые нравились мне,
Где, твои крылья, которые нравились мне?
Где, твои крылья, которые нравились мне?
Где твои крылья?!
У Балабанова и Бодрова они всегда были. Это бреющий полёт над суетой, полёт над чистым, грязным, любимым и пасмурным городом. Полёт над видами, листками сценария, идеями, сюжетами, жизнью. Ведь они своим творчеством доказывали жизнь. Жизнь и любовь к городу, любовь к отечеству. Творчество у них проявлялось по-разному, но всегда активно, всегда их объединяли крылья и полёт, полёт и крылья, словно мотылька в огонь. Огонь творчества был до последнего, он у нас остался наследием. Крыльев больше нет. Нет!
О сюжете фильма можно сказать так. Один дембель приезжает к себе домой после службы. Но, не успев опомнится, попадает в милицию. Выйдя от туда у него начинаются настоящие приключения, неприятности, подставы, и серая будничная действительность. Это и называется жизнь! К ней в фильме каждый по-разному относится. Именно в этом идёт философия, философия простоты!
Громкие и беззаботные 80-е перешли в отчаянные и буйные 90-е. Все тянутся в большие города. Чем больше город, тем больше его влияние. Большой город как опасная трясина, оступился, и он засасывает. Любой человек вязнет как в топи, улицы, районы, станции метро становятся непроходимым болотом, невыпускающим человека из своих лап, своих кругов ада, куда человек добровольно стремится.
Стремятся туда и персонажи «Брата», бесконечно сопровождаемые русским роком, музыкой «Наутилус» и композитором, звукорежиссёром Вячеславом Бутусовым, чья основная дорожка в фильме. Это потом был Свердловский рок, а пока Питер – колыбель Аквариума и ДДТ, группы Алисы и Кино. Костя Кинчев и Виктор Цой, Майк Науменко и Пётр Мамонов, «Звуки Му» и «Зоопарк».
Многие знали друг друга, тусовались, помогали чем могли, снимали клипы и кино, делали и ходили на выставки, а главное жили свободной, открытой, честной жизнью даже в притонах. Так и это кино было выпущенное на одном энтузиазме. В долг работы и участи, которая ждала каждого из них. Из авторов и задействованных лиц. Квартиры, комнаты, интерьер, одежда – всё задействовано было по дружбе, от нечего делать и промежду прочим с самым главным по фильму вопросом – В чём сила брат?
Да в этом и сила. В людях!
Всё в людях и в их отношениях.
Задумавшись, вспоминая кино, персонаж Бодрова идёт с немцем в исполнении … по старинному смоленскому лютеранскому кладбищу, разговаривая о семитизме. Бодров и говорит что-то типа, зачем мы здесь? А немец и говорит - так это дом мой. Родина моя! Тут предки мои (немца) лежат.
Понимаете?! В чём ещё сила брат?
В фильме нет спецэффектов, нет наворотов философии, нет флэшбеков, нет артхауса, как до этого у многих работ Алексея Балабанова. Есть прямота, честность и натуральность. Видимая им правда и история рассказа. Достаточная полнота и обрисовка характера. В место придуманных плавных стыковок монтажа – есть затемнение, тёмный экран в секунду, как мимолётное затмение в душе и в сердце.
В этом ещё сила, брат!
А ещё сила в доступных, естественных и натуральных фразах – «Не брат ты мне, гнида черножоп...я», наконец-то не боящихся назвать вещи своими именами. Откровенно, без матов, но и без прикрас, озвучив, что тогда выражались, да и сейчас говорят во всём честном народе. Ведь не согласится со всеми народными фразами может прожженный фальшивый до мозга костей эстетский снобизм; дело заунывного буквоеда.
Алексей Балабанов в душе так и остался старый рокер. Советский, перестроечный и постсоветский рок, как и классика, плюс народная поп-роковая эстрада звучит почти во всех его фильмах. В фильме «Брат» он диалогом заострил внимание ещё раз, говоря устами героя – «музыка ваша американская – гавно», да и вы тоже, эээ …(многоточие). «Скоро всей вашей Америке, кирдык» - безусловно, юмора не занимать было у великого постановщика, как и любви к Родине, людям, друзьям, родным местам.
Феномен фильма «Брат» был равносилен взрыву атомной бомбы. С первого дня проката резонанс был всё больше, о фильме говорили, ожили кинотеатры, в залы ломились, впервые за многое время касса и прокат стали в окупаемость. С конца 1997 года, и 1998 год продажи кассет с этим фильмом возросли до небес. На «Горбушке» (Д.К. им. Горбунова) фильм был самым спрашиваемым и раскупаемым. VHS копии с этим фильмом на прилавках и киосках признанны самым прибыльным делом. И в один миг, фильм, режиссёр Балабанов и молодой актёр Бодров мл. стал культовым, всенародным, известным.
Также этот фильм для друга Балабанова, продюсера, режиссёра Сергея Сельянова наконец-то стал курицей несущей золотые яйца. Создав свою собственную независимую студию СТВ, типа простой аббревиатуры Синема ТВ или другое сочетание, они смогли окупить и вернуть все долги. Кроме общего признания, признания кинокритиков и ряда побед на постсоветском пространстве, фильм «Брат» попал на Каннский кинофестиваль.
Отобранный в «Особый взгляд», второй по значимости на всемирном фесте, фильм сделал фурор. Аплодисменты не стихали 10-15 минут, Балабанова окрестили советским Тарантино, Бодрова - современным Робин Гудом, а фильм – прорывом нового жанра действительности в народ. Доступно, понятно, жёстко.
В фильме были и эпизодически снялись группы «Чиж», «Настя», музыканты из групп «Аквариум», «Колибри», «Два самолёта», «Препинаки»; Весь фильм пропитан музыкой «Наутилус Помпилиус».
Классическое философское завершение этого фильма говорит о многом.
Дорога уходящая вдаль!
Дорога, приносящая и уносящая все невзгоды.
Дорога, уходящая в природу мирозданья.
Дорога, уходящая в вечность!
(продолжение темы следует в рецензии на фильм «Брат 2») …