Как не раз подтверждала история - креатив рождается благодаря энтузиастам своего дела. В кинематографе к фильмам, снимавшимся на исключительном желание творить, можно отнести "Клерков", "Паранормальное явление", "Рокки", "Безумный Макса" и, конечно же, фильм, о котором сегодня пойдёт речь - "Зловещие мертвецы" Сэма Рэйми. Среди вышеперечисленных фильмов труднее всего разрабатывалась именно лента Сэма. На первую ленту выделили всего 350 тысяч $. Съёмочная команда работала на износ в реально заброшенной хижине, находящейся в лесу. Многие актёры покинули съёмки ещё до их окончания из-за трудных условий работы, куда входили: возможность ослепнуть, отсутсвие необходимого отдыха и постоянно досаждающая природа. Но не стоит забегать вперёд - надо начать с самого, самого начала.
В далёком 1978 году Сэм Рэйми познакомился с "книгой мёртвых" Говарда Лавкрафта, после чего в его голове родилась идея для собственного фильма. Но где человек без опыта в съёмках мог найти инвесторов? Наверное, именно в этот момент начался тяжёлый процесс создания "Зловещих мертвецов". В качестве "разминки" Сэм снял короткометражку "В лесах" , продемонстрировавшую автора в действии. На главней роли Сэм позвал своих друзей, одним из которых был его лучший друг - Брюс Кэмпбелл Обошёлся данный фильм всего в 1600 $. Первые отзывы на короткометражку зарядили Рэйми на создание полнометражного ремейка под названием "Книга мертвых", который в дальнейшем был переименован в "Зловещие мертвецы" для привлечения молодой аудитории.
По сюжету группа молодых людей (главный герой - Эшли, его сестра Шерил , девушка Линда и двое его друзей) приезжают в заброшенный лесной домик, чтобы отдохнуть. Отыскав подвал, ребята находят магнитофон и "Никрономикон Экс Мортис" ( Книгу Мертвых) . Воспроизведя первую попавшуюся кассету на магнитофоне, герои призывают древнее зло, тк на ней были прочитаны шумерские письмена из книги. Теперь зло намерено убить наших героев одного за другим...
Стоит отметить огромную работу над проработкой данного "зла".
Во-первых, похождения зла показаны от первого лица, то есть вы будете чувствовать себя на его месте. Подобные "проездки" до сих пор пользуются огромной популярностью. Например, данный приём использовался в фильме "Фантастические Твари где они обитают". И мне кажется, что хотя бы за это Сэм Рейми заслужил к себе уважение. Ведь создать определённый режиссерский приём, пользоваться которым будут через многие годы - не так уж и просто. К слову, отсутсвие высокого бюджета играло лишь на руку создателям. Полёты зла изредка сопровождались встречавшимися на пути ветками, что делало фильм более материальным, а от того - более устрашающим.
Во-вторых, Рейми постарался над созданием чувства безысходности. Все, что находилось в лесу теперь пыталось убить наших героев. После призыва зло тут же разрушило мост, тем самым отрезав героев от внешнего мира. Теперь даже лес портил жизнь героям. Собственно, именно он и начал эту заваруху, проникнув (в прямом смысле этого слова) в Шерил и подчинив её себе. Что уж и говорить о хижине способной залить свои же стены и лампочки в ней литрами крови, окрасив место действия в красный цвет... На этом, конечно, не заканчиваются все неожиданности, но думаю главное в этом - то, что Рэйми никак себя не ограничивал, делал "не по учебнику", совмещая в своём фильме массу хоррор-элементов не похожих друг на друга.
В-третьих, зло могло подчинять себе людей, делая их "дедайтами". Дедайты - вовсе не унылые зомби, вся роль которых для кинематографа закончились на поедании различных организмов и фразе "Мозги-и-и". Дедайты - подчиненные книги Мертвых, основной особенностью которых является наличие разума, а также способность принимать естественный вид своего "носителя", чтобы задурманить голову его друзьям/родственникам. Только представьте себя на месте любого из них - какой выбор вам придётся сделать! Ведь, не смотря на то, что ваша сестра (если исходить с позиции главного героя Эша) только что кого-то убила, вы видите в ней всю ту же безобидную Шерил... Стоит отдать должное актерам. Большинство из них не имело специального образования, но все (в особенности Брюс Кэмпбелл) выкладывались и вживались в роль на все 100 %. Для примера - не смотря на простоту и душевность копании главных героев, в сценарии они значились как не самые приятные личности, в частности постоянно курили "траву". Для того чтобы лучше изобразить своих героев все актёры действительно накурились и попытались играть. из-за происходящего в тот момент ужаса на съёмочной площадке, сценарий пришлось подкорректировать, а данные сцены были пересняты. Пускай, это не самый лучший пример но теперь вы понимаете на какие крайности шла вся съемочная группа для создания ленты.
Возвращаясь к теме того, что вы можете представить себя на месте героев, нужно отметить, что благодаря операторской работе и режиссёрским находкам Сэма Рэйми, вы буквально окажетесь на их местах против своей воли! Сэм использовал массу различных ухищрений, чтобы зритель чувствовал себя на месте событий. Вот один простой пример:
Эшли находится в зале того злополучного дома с правой стороны комнаты, когда как камера находится близ двери в другом конце комнаты. Как только раздаётся странный шорох у двери, означающий возвращение некогда хорошего друга Эша, камера плавно передвигается к нашему герою вплотную, захватывая лишь его лицо, на котором буквально написано: ПАМАГИТИ. Благодаря данному приему, вы можете почувствовать себя на месте Эша, осознавая, что в вдругом конце комнаты находится дедайт.
На создание атмосферы также работало освещение в виде 1-2 лампочек. Было ли то виденье режиссёра или же у них просто не хватило денег на большее - я пока для себя не выяснил. Но порой неосвещенные углы комнаты, в которой находились герои наводили ужас - а вдруг оттуда что-нибудь или кто-нибудь вылезет?
Да и что уж там? - в этом фильме маленький бюджет играет на руку буквально во всем. Надо снять сцену выстрела - берём настоящее ружьё и стреляем, когда на площадке находятся живые люди. Нужны белые глаза - берём белые линзы, способные причинить вред, и играем. Нужны внутренности мертвеца - возьмём кукурузу, молоко и красители, смешаем и получим ужасно страшную массу, похожую на внутренности мертвяка. Нужна проездки камеры по воде - доски на неё приделаем и вперёд. Да и вконец-то концов, нет денег для съёмок фильма в павильоне - находим заброшенную хижину в забытом богом лесу и снимаем, а основной бюджет пустим на искусственную кровь. Если есть желание - найдётся и все остальное! И не нужен этот проклятый хромакей, фильм может выглядеть внушительно и без него!
Я думаю, что главный герой "Зловещих мертвецов" - это именно Сэм Рейми, зарядивший своим энтузиазмом огромное количество режиссёров, часть из которых в дальнейшем превзошли его самого. Простым и известным примером такого режиссёра является Питер Джексон (трилогии "Хоббит" и "Властелин колец"). Данный режиссёр также начал свой путь с практически идентичного "Зловещим мертвецам" "Инопланетного рагу", в котором не стеснялся делать отсылки на творение Сэма.
"Делать своё. Делать не как у всех. Делать весело, задорно, безбашенно и зловеще" - думаю именно таким был девиз Сэма при создании данного фильма. И смотря на финальный продукт, можно понять, что именно это у него и получилось - захватывающая хоррор-лента, привнесшая в жанр фильмов ужасов не мало нового.