Первый сезон «Джессики Джонс» в 2015 году воспринимался, пожалуй, еще большим чудом, чем «Сорвиголова». Помимо свидетельства о том, что успех Netflix не был простой удачей, он доказал, что этот успех не так-то просто исчерпать. Если Мэтт Мердок был более-менее классическим поборником справедливости, то Джессика Джонс являла собой оппозицию привычной концепции. Постоянно пьющая, саркастичная, балансирующая на грани психического здоровья девушка, конечно, не была изобретением, но выглядела интересно и незаезженно. Это была мрачная история с достаточным количеством ярких сцен и харизматичным злодеем. Поэтому второй сезон был заранее в невыгодном положении. Можно было повторить схему, но тогда сериалу грозило стать своей же тенью. Вместо этого нам показали совсем другое кино.
Подозревать об этом начинаешь далеко не сразу. Первые часы наоборот кажется, что сейчас начнется типичное супергеройское приключение. Смерть Киллгрейва не многое изменило: Джессика продолжает заниматься расследовательской бытовухой, заливая алкоголем свое «просто существование». Все второстепенные персонажи на месте и выполняют свои должные функции: Триш и Малькольм по-прежнему помогают чем могут своей подруге, а Джери так же, как и прежде, стоит отдельным особняком. Вот появляется конкурент Джессики, а следом – некий охотник на людей со способностями. И вроде бы уже понятно, о чем нам будут рассказывать на протяжении оставшихся серий, однако же…
…внешний сюжет словно останавливается. Интрига пропадает, конечная цель теряет свои очертания. Наружу проступает истинная задача сценаристов – раскрытие персонажей. Это не то раскрытие, когда делятся некоторыми фактами биографии, и симпатии возрастают. Весь сюжет становится централизован на внутренних проблемах и кризисах героев. Авторы загоняют их в самые темные уголки сознания и переворачивают там все вверх дном. Перед зрителем открывается персональный ад каждого, из которого найти выход можно только самостоятельно.
Собственно, основной темой становится преодоление себя, а детектив сменяется психологической драмой. Для фанатов сериала это поворотный момент. Ведь никакого злодея, никаких будоражащих воображение сцен нет. Оставьте это Пурпурному. Отныне это совершенно другой сериал. Теперь он по-настоящему размышляет о вечно-актуальных проблемах: семье, зависимости, принятии смерти. И оказывается, что это куда сильнее выбивает из колеи, чем внешняя угроза. Именно здесь характеры персонажей претерпевают самые значительные, важные изменения и проходят точку невозврата. Одно это придется далеко не всем по вкусу.
Сезон и без того с самого начала берет очень размеренный темп. Нас без какого-либо намека на спешку погружают в обычную, серую и привычную жизнь Джессики без Киллгрейва. Рутинные «расследования» с недовольными клиентами, предубеждения окружающих против одаренных способностями (ничего радикального, само собой), просто раздражающие люди – маленькие драмы, составляющие суть бытия. Именно в такой атмосфере раскрывается другая задумка авторов – показать современную Америку. Увидев в первой серии ЛГБТ-пару, можно подумать, что из-за пресловутой толерантности нам опять предстоит через силу выносить пустые упоминания всех меньшинств по очереди. Удивительно, но чем больше смотришь, тем лучше понимаешь, что подобный подход в этот раз остался в стороне. Изображение современных реалий здесь мало того, что не идеализируется, так и вовсе стремится к объективности. Та же парочка женатых мужчин показана совсем не как достижение современной борьбы за права, а как очередная данность не сильно радостного существования, с которой надо мириться. Это обычные люди: надоедающие, занудные, не наделенные природным чувством такта или выдающимся интеллектом. Но от них никуда не деться. Именно поэтому Триш идет на унижение и примеряет ненавистный образ детства, чтобы получить желаемую информацию. Другой показательный момент: Джери Хогарт вручают награду за успехи как женщины-юриста, а уже в следующие секунды ее обвиняют в домогательствах. И таких примеров много. Конечно, это не злобная сатира на социум, и условно на одного эмигранта-негодяя здесь приходится один хороший. Но подобный паритет сегодня не самое частое явление и заслуживает хотя бы небольшого уважения.
Обо всем вышеперечисленном можно долго препираться и так ни к чему не прийти. Но нельзя не упомянуть про одно из немногих однозначных и главных достоинств второго сезона – мисс Джонс. За прошедшие годы она если и не стала еще острее и язвительней, то как минимум не сдала позиций. Кристен Риттер же точно только похорошела. Каждый нервоз, каждая душевная дилемма ощущаются без слов крайне явственно, а обилие интересных актерских ситуаций в этот раз очень разнообразно, что позволяет раскрыться актрисе не только со стороны депрессивного алкоголика.
Кто-то назовет «Джессику Джонс» 2018 года мыльной драмой и поставит на ней крест до следующего сезона, кто-то утомится диалогами и отсутствием действия. Но при всех недостатках все же стоит осознавать необходимость такой истории. Во втором сезоне формируется новая диспозиция, от которой будет отталкиваться сериал в дальнейшем. Самое важное – в нем.