Мое знакомство с лентой «Достучаться до небес» прошло в очень скромной обстановке, посредством старенького видеомагнитофона. Разумеется, когда тебе тринадцать, сложно уловить всю глубину повествования и главный посыл. Приключение двух неизлечимо больных людей, которые предприняли последнюю попытку исполнить мечту не смог взбудоражить мозг подростка. Шли годы, за плечами прожито много счастливых дней, медленно, но верно идет реализация масштабных семейных планов. Хоть первые сорок лет детства в жизни мужчины и самые сложные, мне грех жаловаться. Но время неумолимо бежит, крупица за крупицей песочные часы пустеют, оставляя все меньше попыток на исполнение всего задуманного. Чашка чая и ночная тишина (добавьте к этому бессонницу) заставили меня предпринять попытку скрасить это «сладкое» время отсутствие сна. Отбросив предрассудки и юношеское безразличие, я решил вновь оценить культовую ленту немецкого режиссера Томаса Яна «Достучаться до небес» 1997 года. Забегая вперед, отмечу, что режиссер, сценарист, актер, оператор, в общем «человек оркестр», снял свой лучший фильм. И тут нет поводов для грусти, это его потолок, и ему есть чем гордиться.
Видимо это возраст, поскольку повторный просмотр подарил совершенно новые ощущения, эффект новизны вновь присутствовал, а переживания за главных героев только усилились. По сюжету, Мартин и Руди неизлечимо больны, все, что им осталось - лишь мгновение. Смерть не обманешь, и она вот-вот постучится в дверь. Оказавшись в конце пути, машинально начинаешь оценивать все то, что сделал и особенно то, до чего так и не дошли руки. Выяснилось, что наши товарищи по несчастью никогда не видели море.
- Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели и том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было украшено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь?
Прибывая в довольно пьяном состоянии, они отказываются от тихой и мучительной смерти, сбегают из больничной палаты, угоняют авто небесного цвета (это важно) и направляются в закат. Но так вышло, что машина, которую они угнали, принадлежит мафии, а в ее багажнике - чемодан с одним миллионом немецких марок. Утешительный приз, не иначе, есть правда одно НО – наемные убийцы, которые уже взяли след и идут попятам. Одно событие стремительное сменяет другое, два совершенно разных человека теперь под одним небом. Хороший день, чтобы умереть.
Есть точка А и точка Б, и зрителю дали шанс проводить их. Думаю, что не сильно преувеличу, сказав, что данная картина и сейчас смотрится невероятно живо и гармонично, хоть прошло уже более двадцати лет со дня премьеры. Статус культового заслужен по праву. Возражения я не принимаю! По сути это симбиоз, смесь основных жанров кинематографа. И выделить одно направление заведомо проигрышное дело, да и бессмысленное, поскольку все настолько гармонично, что можно аплодировать стоя.
Визитная карточка всей ленты, это персонажи. Мартин (Тиль Швайгер) и Руди (Ян Йозеф Лиферс), два совершенно разных человека. Первый типичный представитель плохишей, наглый и бесцеремонный тип, который всегда ищет личную выгоду, но это только на первый взгляд. Его альтер эго – тихий и уравновешенный человек, проживший свою жизнь правильно, так ему казалось. Но за малый промежуток времени, каждый из них привнесет в мир другого что-то новое. Так и возникает настоящая дружба. Именно этот актерский дуэт позволил картине забраться так высоко и закрепиться на вершине. Тиль Швайгер (автор сценария и один из продюсеров ленты) и Ян Йозеф исполнили свои роли гениально, химия бьет через край, несмотря на безвыходность ситуации, они настолько зарядили своих героев, что вся их положительная энергия передается зрителю. Вы буквально влюбитесь в эту парочку. Немножко обидно, что мировые кинопремии обошли картину стороной, исключение составил ММКФ 1997 года (Лучшая мужская роль - Серебряный «Святой Георгий» - Тиль Швайгер). За такими талантами должна выстраиваться очередь из продюсеров.
Так же приятно наблюдать за другой парой, Абдул и Хэнк - неугомонные наемные убийцы, чье общение и взаимодействие напоминает отношения двух братьев, и поскольку один появился на свет на секунду раньше, то он в ответе за младшего. А босс Фрэнки им как отец, вечно ворчащий и недовольный. Троица способна вызвать симпатию, несмотря на грозные намерения, они все те же люди, со своими мечтами и страхами. Возможно, люди, стремящиеся убить, способны понять вас, способны простить.
Операторская работа выполнена с изюминкой, хоть и несет в себе маленькие, еле уловимые огрехи, тут претензии обоснованы и применимы ко всей съемочной группе. Но на эти жизненные глупости и мелочи не хочется обращать внимание. Хочется наслаждаться великолепной подачей, чарующей атмосферой, фантастической игрой и завораживающим саундтреком. В фильме звучит песня Боба Дилана «Knockin On Heaven`s Door», исполненная немецкой группой Selig и это просто волшебно, она дает невероятное чувство легкости и желание жить. Несмотря на всю криминальную подоплеку в фильме нет убийств, и это довольно символично (я точно не заметил).
«Достучаться до небес» - это вечная классика, настолько мощно взрывающая ваше сознание, что по окончанию просмотра вы будите совершенно иным, более человечным, более осознанным. Атмосферное, шикарное полотно, апеллирующее простыми вопросами, на которые мы порой боимся дать ответы. Финал невероятно эмоционален, не оставляет чувство недосказанности, все так как и должно было быть. Подвоха нет, все выстроено без пафоса и гламура, человеческие краски, теплые и яркие. Искренняя радость, им удалось, и от этого на сердце становится немножко легче. Утирая слезы, вы будите прокручивать в голове главную мысль фильма, из раза в раз спрашивая себя: А что я буду говорить на небесах? Ведь, правда, что? И вся эта палитра чувств накроет вас с головой. 87 минут вы переживаете за совершенно незнакомых людей, но к финалу они становятся родными.
Удивительно, но я тоже не бывал на море, не знаю, что такое ощущать на лице дуновение прибрежного ветра. Не довелось, и порой ловлю себя на мысли, что хочу услышать тот самый шепот волн, пока есть время. Поймите, мы не цари и не боги, простые смертные, каждому из нас отведено свое время, своя линия, по которой мы идем. Поймите, насколько богат внутренний мир, настолько вы будете удовлетворены последним вздох. Довольно часто финал нашего пути разочаровывает, и это вполне нормально и обыденно. Пусть у вас все будет по-другому. На этом все. И, как всегда, берегите себя и своих родных!
- Думаешь, мы действительно будем сидеть на облаке, и говорить о море?
- Да, я твердо в это верю.
PS: Чем ближе мгновение смерти, тем сильнее хочется жить. Так зачем её бояться?