Вот и настало ожидаемое многими киноманами прокатное окно, когда ленты, претендующие на главные награды Американской Киноакадемии, добрались до киноэкранов нашей страны. Ни для кого ни секрет, что интерес к Оскару с каждым годом снижается семимильными шагами. Связано это с рядом весьма спорных реформ, которые заставили поклонников кино по всему миру усомниться в объективности самой престижной кинематографической премии, а также в компетенции членов Киноакадемии. С некоторых пор киноакадемики начали ставить политкорректность выше искусства. Так, во всех смыслах средний фильм, в котором каким-то образом поднимаются проблемы расизма, феминизма или ущемления сексуальных меньшинств, может иметь "неспортивное" преимущество перед фильмами, заслуживающими награду именно за свою творческую ценность. А уж если в картине затрагивается несколько из вышеупомянутых проблем, то прочим претендентам можно даже не утруждать себя приездом на церемонию вручения. Рассуждать о квалификация киноакадемиков и объективности их выбора можно долго. Однако, это не отменяет того факта, что Американская Киноакадемия была и остаётся самой влиятельной и будет задавать тренд мировому киносообществу ещё очень много лет.
Сегодня я хочу поговорить о ленте, которая попала в короткий список номинантов на "Оскар"- "Три билборда на границе Эббинга, Миссури". Эта история начинается с отчаяния... Милдред Хэйс, проживающая в небольшом городке Эббинг уже много месяцев оплакивает свою дочь, которая была изнасилована и жестоко убита. Милдред очень раздражена бездействием местных правоохранительных органов, которые занимаются всякими мелочными преступлениями вместо того, чтобы искать убийцу. Чтобы хоть как-то привлечь внимание полиции к делу своей дочери, Милдред решила взять в аренду три рекламных билборда на объездной дороге вокруг города и разместить на них плакаты с обращением к местному шерифу.
Знаете, перед просмотром я немного опасался, что эта история может превратится в пресную затянутую полную пафоса и надуманного патриотизма притчу о том, как героическая женщина, привлекая внимание общественности, ввязывается в неравную борьбу с правоохранительной системой. Зная о слабости киноакадемиков к подобным историям, такой поворот событий исключать не стоило. Конечно, можно вспомнить несколько живых и вполне удачных картин с несколько схожим ходом событий: на ум приходят "Исчезнувшая" Дэвида Финчера, "Даллаский клуб покупателей" и совершенно исключительный "Экипаж" Роберта Земекиса. Однако, далеко не редко случается так, что подобные истории оказываются сухими стерильными полотнами, просто досмотреть которое- уже настоящий подвиг.
Но с обозреваемым в этой рецензии фильмом не произошло даже близко ничего похожего. "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" получился очень лёгкой и остроумной картиной, оставляющей после просмотра очень приятное послевкусие. Всем нам уже известно, что фильм получил несколько премий "Золотой глобус", среди которых и награда за лучший драматический фильм. Но, не смотря на всю серьёзность тематики, исследуемой в ленте, он мог бы с лёгкостью претендовать на аналогичную награду в номинации "Лучшая комедия или мюзикл", ведь "Три билборда" можно без всякого преувеличения назвать прекрасной трагикомедией.
Во многом это заслуга режиссёра и сценариста картины Мартина МакДона. МакДона уже давно известен как создатель добротных чёрных комедий. В его послужной список входят такие известные фильмы, как "Залечь на дно в Брюгге" и "Семь психопатов", а также он исполнял продюссерские функции фильма "Однажды в Ирландии". Этот бесценный опыт позволил ему столь мрачную и невесёлую, на первый взгляд, историю наполнить едким и до гениального простым юмором. И, знаете, ведь не сказать, что МакДона представил какой-то инновационный способ повествования. Всё дело в элементарной подаче материала. Добавить ситуации немного комичности и язвительных диалогов для персонажей- и вот, сага о трёх билбордах смотрится уже не как выпуск скандального ток-шоу на большом экране, а как прекрасная сатирическая комедия, а музыкальное сопровождение от Картера Беруэлла отлично поддерживает такую слегка балагурную атмосферу картины.
Прошу вас ни в коем случае не рассматривать данный фильм как банальный рассказ о больших разборках в американской глуши- это очень поверхностный взгляд. Эти пресловутые три билборда стали лишь предлогом для того, чтобы рассказать куда более глубокую историю- историю о сильных духом людях, которые чего-то лишились, и о том, как каждый из них пытается справиться со своей личной драмой. С каждым новым сюжетным витком МакДона легко и ненавязчиво вплетает в повествование вопросы о простых человеческих взаимоотношениях, о семейных ценностях, морали. Все эти насущные проблемы поданы под соусом лёгких шуток, которые позволяют в более доступной и приятной форме донести до зрителя всю трагичность ситуации. В том, что "Три Билборда" сейчас собирают множество различных профессиональных наград- немалая заслуга Мартина, как отличного постановщика и сценариста.
Ну и, безусловно, всеми своими успехами картина также обязана блестящему актёрскому трио: МакДорманд, Харрельсон, Рокуэлл. Все трое смогли показать свой незаурядный актёрский талант и умение перевоплощаться, и будут заслуженно претендовать на оскаровские статуэтки. Отношения в этом треугольнике достаточно непростые. МакДорманд представила на суд зрителей очередную трактовку образа сильной волевой женщины, которая со всем привыкла справляться сама. Её героиня не лезет за словом в карман, может говорить весьма жестокие вещи и иногда кажется чёрствой и бессердечной, но, всё же, она не такая. Даже к тем людям, с которыми она развязывает "холодную войну", она не испытывает неприязни, и ей совсем не чуждо сочувствие и понимание. Роль шерифа Уиллоуби исполнил Вуди Харрельсон. Вся эта суета с билбордами происходит на фоне его больших личных проблем, и для шерифа с его семьёй эти события аукаются больнее всего. В конечном итоге самая трагическая часть истории оказалась связана именно с героем Харрельсона. Но при всём уважении к Вуди и Фрэнсис, "Три билборда" для меня буквально заново открыли Сэма Рокуэлла, исполнившего роль заносчивого помощника шерифа. Может кто-то помнит эксцентричного Джастина Хаммера, который был одним из антагонистов в "Железном человеке 2"? Если взять роли Хаммера и офицера Диксона, то контраст будет очень заметный (даже не смотря на то, что фильмы сняты с разницей в 7 лет). Не столь обаятельные черты лица, округлившийся живот, заметный через полицейскую форму, хамские манеры, склонность к игре на публику и сильная привязанность к маминой юбке- вот те черты, которые наиболее ярко позволяют охарактеризовать героя Рокуэлла. Но главное достоинство этого персонажа даже не во всех этих ярких деталях, а в том, что по ходу фильма он демонстрирует внушительную эволюцию характера, и к концу просмотра отношение к нему меняется на 360 градусов.
Признаюсь, я не смотрел ни один из фильмов, вошедших в короткий список номинантов на "Оскар", за исключением "Трёх билбордов". А потому, мне трудно судить о перспективах фильма в борьбе за статуэтку. Но в том, что фильм МакДона попал в число номинантов заслуженно- у меня нет абсолютно никаких сомнений. Все участники проекта проделали ювелирную работу, превратив, казалось бы, ничем непримечательную и неотёсанную историю о разборках в американской глуши, которая куда больше бы подошла для короткого очерка в газете, в забавную живую (и жизненную) историю о том, что какими бы суровыми не были обстоятельства, каждый из нас может обрести смирение и просто начать жить дальше...