С начала 2000-х всё более заявляет о себе независимое американское кино, сделанное на маленькие средства, часто вне киноконцернов и громадных студий, одним или двумя многостаночниками в лице многих профессий. Или собравшись в небольшую компанию друзей, делают кино-выражение не преследующее коммерческие цели. Имея различный месседж и идею, такое кино добивается своей цели другими методами.
Кроме различных небольших и частных студий или дочернего филиала ограниченной целевой направленности, параллельно с этим идёт авторское кино где один человек-оркестр делает львиную работу, он является основным генератором, воплощением и центральной отправной точкой.
Немного поговорив и разобравшись в независимом авторском кино, переходим непосредственно на его образчик, выполненный с умыслом на независимый дух и под аплодисменты различных гильдий и сообществ. Фильм «Полу-Нельсон», режиссера и сценариста Райан Флека, а так же сценаристки Анны Боден, она же и продюсер и монтажер в конечном счёте этого фильма. Как вы понимаете, здесь твое кинодеятелей решили весь кинопроект.
В главной роли, тогда ещё мало кому известный, молодой и перспективный Райан Гослинг. В столь раннем фильме в его карьере он сыграл без надрыва, ненавязчиво, с его минимальной палитрой эмоций и чувств. Но жизненно, естественно и что более главное в современном метре, без переигрывания. Это переигрывание стало настоящим бичом у старых маститых актёров и актрис. Где любой кадровый натурализм съедается чересчур актёрскими стараниями, порой с переходом в кривляние.
И одно дело известная старая классика кино, где корни уходили чуть ли не в немое кино и драматургию, другое дело театр, и мы знаем много примеров когда актёр или труппа не выходила с подмостков сцены играя также уже киноверсию, часто изменённую или полностью новаторскую. У Райана Гослинга такого не случилось, да и опыт совсем другой, точно также как у многих в данном фильме персонажей, совсем неизвестных и малозаметных даже в небольших заметных постановках.
Тем не менее такой жанр искусства хорош своей самобытностью, выявлением актуальности и социальным или артовым заявлением. Часто сама тема, как и весь фильм – одно сплошное заявление. И если охарактеризовать красками такое кино, то это будет либо сплошной серый, либо чёрно-белый цвет заявления. Прямой «цвет» прямым текстом. Если это дождь, то будет дождь всё время, сплошной, косой, с ветром. Вот дождь перестал, но и снова начался.
Вы поняли уважаемый зритель – 80% такого кинематографа – это кино состояния, пребывания в нём. Пребывания в нём как в явлении. Можно себя в нем не искать, или искать, но не находить, или сразу определится и узнать свой параллельный курс. В нём нет курорта, нет солнца, нет неги и загорания в шезлонге, ибо такое кино место себе не находит. Оно либо валит зрителя, либо садит в угол или под стенку, либо ты сам уже в настроение словно улёгшаяся туча смотришь на жизненную слякоть. Либо ощущение настенного граффити отпечаталось по фильму и передалось тебе.
Выходит на этот раз, вам лекция-экспромт на авторское кино. Такое кино не массовое, количество не собирает и часто сделано под что-то, для чего-то, с определённым умыслом. Так и в «Полу-Нельсоне» главный герой учитель по профессии и призванию, философского склада, только вот наркоман. И это последнее сыграло в сладкую конфету для призов и наград, номинаций, этому фильму. Так как учитель-наркоман, который учит тёмнокожих детей – белый! И этому учителю арийских кровей довольно сложно расстаться со своей зависимостью. Вот такой бело-чёрный парадокс, где тёмнокожая старшеклассница в классе его преподавания даёт ему жизненные уроки заботы и понимания, словно охраняя и вытаскивая учителя из петли.
Сюжетная фабула проста и незатейлива, событий мало и однообразие и монотонность скоро будут вашими друзьями, как и одиночество … в игре актёра Райана Гослинга. По фильму показаны некоторые единичные развлечения героя и однобокое «выплывание» девочек, притона и какой-то блатхаты, но основополагающей в его жизни есть уроки, общение и логика доходчиво доведённая детям, всё тем же ученикам.
Фильм и сам показанный герой как бы разрывается на половинки. Одна его половина «Нельсона» хочет дальше познавать мир, учить детей, думать и говорить как устроен этот мир. Другая же «половина Нельсона» - это страсть и страх, болезненная привязанность и поиски и очередная доза.
Одна половинка Нельсона светлая, белая как мечтающее облачко, другая тёмная, наркотическая и лёгкая как чёрное пёрышко, вздымает тягость и безысходность такой жизни. Половинчатой жизни, половинчатого героя с половинчатыми поступками. Он вроде бы и безобидный, и тяготеет к мощному основанию жизненного фундамента, но в тоже время он бесхребетный, у него не хватает сил сделать настоящий волевой поступок.
Как никогда название и перевод фильма подходит, говорит смысл и главную мысль для всего фильма. В самом названии кроится и таится многое. Нельсоном, словно доблестного адмирала флота называли тёмнокожего Нельсона Манделу. У такого Нельсона была непримиримая вечная борьба за равные стороны власти права и отношений. Белая половина населения долго имела права намного выше темнокожего общества.
Со времён адмирала Нельсона был наречён термин «Полу-Нельсон», когда половины моряков на самом корабле нет. И получается сам корабль управляется в остром надрывном состоянии из-за такой нехватки.
С конца 18 века термин словосочетание «Полу-Нельсон» обрастает смыслом невыразимого молчаливого протеста на власть, карьеру, разницу в сословии и отношения в обществе.
У женщин же наоборот, выражение пошло в моду нарядов и стиля платьев. И декольте, и оголённая часть ножки бойко называлась «полу-нельсон».
С этим можно провести аллегорию души человека, его открытости на половину, и наоборот, оголённая часть его существа, внутренняя суть как бы на ветру.
И наконец приём в борьбе, в рукопашной схватке, считается самым опасным, сравнимый с мёртвым узлом, это приём удушья. Человеку всё меньше и меньше поступает в голову кровь и кислород, он задыхается и ослабевает, совсем не даёт сопротивления – это называется «Полу-Нельсон»!
Статья-рецензия относится к рубрике киноакадемия; кинообразование.