Здесь не особенно любят игры компании Blizzard, однако я всё же решил написать про одну из них. World of warcraft вышел в далёком 2004 году и задал новую планку для жанра mmorpg. И хотя движок и графика не столь сильно изменились за 13 лет, сам нынешний игровой процесс совершенно не похож. И начались первые изменения именно в самом известном и многими любимом дополнении Wrath of the Lich King (коротко - Wotlk). Хотя рецензия под классическим "Миром военного ремесла", я буду в основном вспоминать о "Гневе Короля-лича". Многие начинали играть именно с него, ведь именно тут появился русский клиент, соответственно с отечественными серверами и качественным переводом. Но обо всём по порядку, сначала объясню азы.
В играх такого типа вы вживаетесь в роль одного из множества искателей приключений. Выбираете сторону: Орду или Альянс, одну из пяти рас этой фракции, доступный класс (это всё на тот момент), немного меняете внешность и выходите на свет. Вначале вам дают простенькие задания, учитесь драться с многочисленными монстрами и взаимодействовать с другими игроками. Собственно, игра делится на два режима: PvE и PvP.
Всё достаточно просто, в первом вы боритесь с многочисленными противниками в большом открытом мире, попутно изучая его, выполняете цепочки квестов, проходите подземелья, рейды (здесь уже нужно, 10, 20, а то и 40 тел), вместе с другими игроками побеждаете боссов, изучив тактики; во втором же вы сталкиваетесь с игроками противоположной фракции и меряетесь с ними силами, как просто встретившись на дороге, так и на специальных полях боя или аренах. Для успеха вам потребуется правильно подобранная экипировка, правильные таланты не будут лишними, они открываются по мере развития персонажа, ну и не обойтись без слаженных действий. Дабы иметь некоторые бонусы, рекомендуется осваивать профессию, горняки набирают руды, инженеры, ювелиры и кузнецы уже мастерят своё. Можно изучить только две основные профессии, однако порой могут понадобиться товары другой. Тут уже помогут другие игроки: можете поторговаться, сделать ставку на аукционе или же, вступив в гильдию, где уж новым товарищам предложите свои услуги и попросите интересующее вас. Для более быстрого перемещения приобретаются транспортные средства, так называемые маунты, а также есть распорядители полётов, готовые по скромной цене переправить вас верхом на какой-нибудь зверюге к другой, уже открытой точке.
Как вы поняли, это целый виртуальный мир, в Азероте (а так называется эта планета) каждый найдёт себе дело: можете просто бить кабанов в лесу, танцевать полуголой эльфийкой на почтовом ящике в центре столицы, а можете пытаться стать одним из сильнейших на сервере. Пора бы перейти к конкретным особенностям именно Wotlk.
Вначале нас встречает один из лучших видеороликов от Blizzard. Король Лич Артас пробуждается и, словно вспоминая сказанные некогда ему слова отца, которого он сам убил, оживляет Синдрагосу, наречённую Королевой Ледяных Змеев, и, собирая войска армию мертвецов, Плеть, готовится очистить мир от живых. Расскажем о нововведениях.
В первую очередь, конечно, новый материк — Нордскол (он же Нортренд), где вы будете прокачиваться с 70 по 80 уровни. Разработчики постарались на славу, это вовсе не бесконечная ледяная пустыня. Цветущая низина Шолазар и живописные Седые Холмы с Ревущим Фьордом позволят отвлечься от вечной мерзлоты и насладиться прогулкой по зелёным лесам. Можно и спуститься к не особо популярному для игроков (ввиду малого количества заданий на территории) Лесу Хрустальной песни, над которым парит восстановленный Даларан. Да, если вы смотрели фильм, то знайте, там поторопили события, город магов взлетит в воздух только через 25 лет и станет прибежищем для всех рас. Дабы воины Альянса не набрасывались на гордых защитников Орды, это место стало Святилищем, здесь им невозможно навредить, разве что на дуэль в особой зоне вызвать. Таких городов немного: Шаттрат из Запределья, Ступени судьбы у Тёмного портала, Ристалище Серебряного турнира и Акерус, Чёрный оплот — база рыцарей смерти, о которых следует рассказать.
Это новый героический класс, чтобы за них играть, необходимо достичь каким-либо героем 55 уровня, после чего он станет доступным. Соответственно, с этого же этапа развития он начнёт путь. Повелителей рун смерти и разрушения сперва встречает сам Король-лич Артас, они служат ему и познают свои силы в борьбе с алым орденом, организацией безумных фанатиков, которые всё же мешают войскам нежити. Действие вступительной цепочки заданий разворачивается на востоке Восточных Чумных земель в Восточных Королевствах... да, что-то многовато раз я это слово написал... Это обособленная, недоступная для других игроков зона, которая копирует локацию, её нельзя покинуть пешком, но это и не происходит по сюжету. Здесь новоиспечённые рыцари смерти познают все прелести класса, а также знакомятся с новой на тот момент техникой фазирования: одновременно на участке несколько игроков могут находиться на разных этапах без возможности взаимодействовать друг с другом, соответственно на одном окружают ещё живые противники, на втором там уже горы трупов, а на третьем попытка контрнаступления. В общем, под конец цепочки часть рыцарей смерти, в том числе и ваш герой, восстают против Короля-лича, образуя одну из ключевых фракций - рыцари Чёрного Клинка и отбивают Акерус.
Среди приятных новинок для игроков следует назвать новую профессию - Начертание, с "начерталкой" из учебной программы имеет мало общего, здесь это позволяет изготавливать свитки, магические книги и символы, улучшающие разные способности. Кроме того, со временем добавили возможность отслеживать выполнение задания: нужные существа сразу выделяются, на карте указаны места, куда надо идти, а в календаре ваши товарищи по гильдии могут установить распорядок дел. Ну и с Wrath of the Lich King добавили те самые достижения, выполняя которые, можно занять себя надолго. Многие просто очки давали, другие - простенькие звания (сезонные, например), а иные — питомцев или верховых животних. А уж легендарные подвиги "Больше 9000" ( это в сумме около 850 достижений нужно набрать) и "Чокнутый" (говорит за себя название, ибо потрачено очень, очень много часов жизни на сие дело) выделяли настоящих воЕнов.
Ну, и не стоит забывать о новых полях боя: Берег Древних и Остров Завоеваний, где активно используются специальные осадные машины. Как и в случая первой PvP-локации — Озере Ледяных оков, где целые толпы бьются за контроль над территорией: возможность добычи полезных реагентов и доступ к небольшому Рейду.
Пора бы рассказать об основных угрозах, с которыми борются в этом аддоне.
Нексус. Глава синей стаи драконов, Малигос посчитал, что смертные слишком злоупотребляют заклинаниями, потому объявляет войну всем магам. В итоге, пройдя через Нексус, Окулус, герои, заполучив ключ от радужного средоточия (а для этого надо убить Сапфирона, предпоследнего босса обновлённого Наксрамаса), обрывают жизнь Ткача Магии. Честно, мне не понравилось то, как поступили с одним из аспектов, ведь его история весьма печальна: более 10000 лет назад практически всех из его стаи убил Смертокрыл (в частности Синдрагосу, его супругу) и лишь много позже тот начал приходить в себя... Не заслуживал Малигос такого бесславного конца.
Предвестники Катаклизма. Помимо синих, агрессивно настроены и чёрные крылатые ящеры. Логово Ониксии (первый рейд в истории игры) также обновлён, а среди новых: Обсидиановое и Рубиновое святилища. В них встречаются сумеречные драконы, которые ещё покажут себя в следующем дополнении. Фактически Халион из Рубинового стал последним рейд-боссом Wotlk, но уж точно не интереснее других.
Ульдуар. Город хранителей, созданных Титанами, в котором находится темница Древнего бога Йогг-Сарона. До сих пор это рейдовое подземелье считает одним из лучших за всю историю игры: уникальные тактики, возможность самим игрокам посреди боя поменять сложность, масштаб и красота. Ну и здесь фактически два финальных босса: собственно сам зубастый Йогг и Алгалон, звёздный посланник Титанов, бой с которым происходит будто бы в космосе.
Король-лич. Собственно, сама Плеть и является главной угрозой для мира: Король-лич заманивает на север воинов Орды и Альянса, намереваясь встретить лично величайших, убить их и воскресить как идеальное оружие. В отличие от прочих злодеев, он регулярно встречается по мере прохождения. Довольно яркое появление у Врат Гнева, "Бог смерти" является во время ролика (первого сделанного на движке самой игры). И хотя финальный сюжетный поворот с ролью Короля-лича мне кажется крайне спорным: армия с полководцем обычно эффективнее, чем безумная толпа, бегущая напролом, всё же финал истории получился мощным.
С гибелью Артаса закончилась целая эпоха Warcraft, как никак он был главным лицом третьей части, которая и подвела нас к богатому открытому миру. В то же время, Wrath of the Lih King — последний аддон, с которым подписчиков не становилось меньше. Сменивший его Cataclysm уже не смог удержать планку и онлайн начал падать. Игра до сих пор прекрасно себя чувствует, скоро 13 лет исполняется (не забудьте, она и на платной основе). Никто не смог свергнуть монарха с престола, несмотря на все попытки, а тех "убийц WoW" было много. Но всё же того величия игре не достичь, медленно, но уверенно популярность падает. Blizzard ещё долго будут расширять вселенную, радуя игроков, но мы знаем, "ни один король не правит вечно..."
Нашёл Сильвану, так что...
Рецензия для конкурса KNShop.