Маленькая девочка Катя лежит в частной клинике с туберкулёзом закрытой формы и отказывается есть и принимать лекарства. Она совсем отгородилась от остального мира, игнорируя окружающих людей и даже собственную мать, которая изредка навещает её с детьми помладше от нового брака. В этой же клинике лежит панк-рокер Олег Птицын по прозвищу «Птица», карьера которого уже близится к закату и который продолжает добивать своё здоровье пьянками и в больнице. Их встреча полностью изменит их мир, вопрос только в том, в какую сторону.
Фильмы с детьми – явление довольно распространённое и зрителя обеспечивающее, как правило, просмотром лёгкой картины, под конец которой остаются лишь светлые и добрые впечатления. Уход слишком далеко в сторону серьёзности не всегда означает удачу, так как тут для хорошего результата должны сойтись все звёзды: хороший сценарий, крепкая режиссура и достойная игра актёров всех возрастов и планов. Впадать в детство, если изначальная цель создания фильма не в исключительно детской аудитории, чревато абсолютной незаинтересованностью аудитории постарше. Иногда всё, что нужно – баланс и простота. Режиссёру и по совместительству соавтору сценария Ксении Баксаковой удалось наделить свой дебютный полнометражный фильм «Птица» этими качествами.
Но не более того. Сценарий банален до невозможности, предугадать несложно не только отдельные шаги, но и целые ветки сюжета, включая главную. Второстепенные персонажи не блещут глубиной и оригинальностью. Но, по правде говоря, всё это совсем не имеет значения. Предсказуемые события доносят легко-усваиваемые мотивы, которые никак не омрачат просмотра кинофильма в одиночестве или с семьёй, затеянного в надежде просто расслабиться и посмотреть что-то приятное. Плоские второстепенные персонажи исполнены знающими своё дело артистами (отмечу в порядке личных симпатий к исполнению: агента, главврача, балерину – соседку по палате, жену и членов группы) и прекрасно выполняют отведённые им в приключении главных героев роли. Если заранее понимать, что вы собираетесь посмотреть что-то незамысловатое, и, как говорится, не заморачиваться, то вероятность того, что в конце вы будете тихо (а может быть громко) подпевать героям «Белую Метелицу» не так уж и низка.
С точки зрения операторской работы, фильм выглядит красиво, сходу также можно вспомнить ряд особенно удачных кадров, дополняющих повествование. Музыка в фильме играет свою довольно важную роль, но помимо песен в исполнении героев фильма, Пикник и Наутилус в качестве сопровождения были приятным штрихом.
Маленькую девочку Катю исполняет Евдокия Малевская, которая может быть знакома некоторым из читающих по проекту «Голос. Дети». Конечно, исполнение детей-артистов в таких фильмах очень важно, так как может значительно повлиять на впечатления от просмотра. Но особых претензий к игре Малевской как таковых нет, лишь небольшие замечания. Начало фильма, в котором ей приходилось игнорировать всех, кто желал наладить с её героиней контакт, не далось ей совсем уж безупречно. Несколько эпизодов Анастасии Мельниковой (а ей их досталось немного), исполнявшей мать, приходились как раз на «угрюмую» Катю, но сцена, в которой мама сообщает дочери о намерении её оставить и уехать в отпуск, у них вышла по-настоящему удачной. В паре с Иваном Охлобыстиным, Малевская, по всей видимости, раскрепостилась больше, впрочем, как постепенно на экране раскрепощалась и её героиня. Охлобыстин придал своей юной партнёрше по съёмочной площадке уверенности, что позволило естественно раскрыться её детскому обаянию и очарованию.
Для самого же Ивана Охлобыстина образ Птицы не стал чем-то новым. Так что, если вы по какой-то причине манеру его игры переносите не совсем, скажу лишь только, что во второй части картины эта манера становится немного мягче, но в общем и целом это всё тот же Охлобыстин, которого мы видели и до этого. Для меня это проблемой не являлось, да и в принципе как-то по-иному пятидесятилетнего панк-рокера тяжело представить. Нет, на самом деле, у него вышла отличная дружеская динамика с Евдокией Малевской, на которой держится фильм и которая дарит множество милых моментов и улыбок. Религия в картине затрагивается лишь однажды, если вы к этому делу чувствительны, и вскользь – героиней Олеси Соколовой. Размышления героя Охлобыстина о бытие и не только здесь тоже присутствуют, но их не так уж много, и они не кажутся в фильме лишними. Стихотворение «Почему ты уходишь?» в исполнении Ивана и, если не ошибаюсь, его авторства вызывает свои ассоциации и мысли; его прочтение в фильме перед той же волшебной героиней Олеси Соколовой на берегу – один из любимых моих моментов из фильма. Вообще персонаж Соколовой привнёс хоть и короткую, но особую меланхоличность персонажу Охлобыстина.
В общем и целом, получилась простенькая, но обладающая своим шармом семейная картина. Самое то для поднятия настроения, если для вас такое кино представляет интерес.