«Гений человека всегда одновременно и его рок» - Стефан Цвейг
В нашей стране, а хоть в смежной и соседской, жизнь гениев, талантливых людей обречена на прозябание и кое-какое существование.
Об этом нам говорит 8-ми серийный драматический криминальный художественный проект режиссёра-постановщика Егора Анашкина «Деньги», основанный на документах и хронике, реальные события легли в основу этого мини-сериала.
Основным и главным лицом стал образ и судьбоносная биография главного (советского) фальшивомонетчика № 1 - Виктора Ивановича Баранова, действительно талантливого изобретателя, научного работника, химика, художника, и можно сказать гравера и печатника со стажем 12 лет изучения профнавыков и оттачивания мастерства.
Так нелепо и глупо загубленная изначально правоохранительными органами.
И вот очевидный талант гения уже превращается в злой рок, злого гения, пытающегося доказать отверженную сущность бесконечных находок своей гениальности. Всё в жизни так и бывает, так и происходит, и видит бог за примерами далеко ходить не надо.
Смысл самой жизненной истории в талантливых людях, которым не дают работать.
По большому счёту, они даже не нужны в определённом обществе тотального потребления, разгула, идеологии и поддакивания. Они отщепенцы в обществе, странные гении, затворники, живущие в основном своей жизнью в своём мирке. Никого не трогают и всю жизнь занимаются своим любимым делом.
Сама судьба лучшего в мире фальшивомонетчика могла бы изначально послужить добру и творчеству в любом государстве, в том же СССР, если бы власти разглядели, распорядились и создали хотя бы минимальные условия для его работы. Даже той работы, которая была нужна, востребована. Ведь Алексей всё время предлагал ноу-хау, свои изобретения, без конца пытался обзавестись патентами, без конца получал всё тот же безжизненный отказ.
И как часто бывает в жизни, случай и случайность решает всё одним махом. Он берётся за самое тяжёлое и сокровенное, фактически одному человеку невозможное, невыполнимое. При самой большой защите и секретности всех денежных знаках того времени, легче было подделать, чем наш четвертак.
На чаше весов лежала уже не работа, а вершина самореализации, уязвлённое самолюбие, эго-мотив.
Доказать всем и вся в работе, в очередной раз свою посвящённость!
Съёмки проходили в Ставрополе (Ставропольский край) и в Москве. Подбор актёров фактически безупречен. Главные роли сыграли: Федор Лавров (фальшивомонетчик), Ольга Дыховичная (следователь), Дарья Екамасова (подруга жизни и жена фальшивомонетчика) и Александр Асташенок (орган госдепа и горе любовник), другие актёры …
Передавался типаж и вхождение в роль. Натурализм и естественность сливались с простотой эпизодов в исполнении многих актёров. Второстепенные и мимолётные включения отдельных статистов были также хороши. Передача атмосферы, дух и вовлеченность в эпоху развитого социализма были гипнотически сильны, отдельные моменты похвалы заслуживает подбор предметов, общий антураж, одежда и причёски.
Заставка, динамизм и музыкальное сопровождение идёт в лучших традициях «Мосфильма», делая упор на расследование и психологию, меняя местами мелодраму и детектив, добиваясь осмысленной трагедии внутреннего выражения. В этом понимании объясняется часть в жанровой принадлежности, такая как драма. Определённо, за «фальшивомонетчика» и женщину-следователя по данному расследованию начинаешь переживать. А это, как мы все знаем хороший знак в живой рассказанной истории. Пусть не всё досконально выверено по исторических фактам данных событий, но по художественному зрелищно, с допущением вольного отхождения в угоду среднестатистического зрителя.
В заключении можно сказать следующее; в условиях гаража и подвала он превзошёл в исполнении самых сложных гравюр. Доработал непревзойдённо клише. Оказался слишком идеален для всех степеней защиты.
Изобрёл и совершенствовал различные системы водяных знаков, сложный и идеальный состав бумаги, где хлопок, лён и целлюлоза были лишь забавным экспериментом в решение проблем.
А подбор и состав красок до сих пор восхищает лаборатории, типографии, спецов и реконструкцию во всём мире. Печатный стан признан уникальным, а освоение старинной орловской печати в одиночку, как и 14 дипломированных специальностей кустарным способом самоучки – просто невозможным!
До сих пор методика и разработанные новшества Виктора Ивановича Баранова используются и ценятся во всём мире. А Гознак и Госдепартамент наложил гриф секретности, определив данного гения под особую важность.
Но как говорил тайный советник, профессор и академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, В.О.Ключевский - В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют изначально многого и подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них есть многое, но нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.
Смысл многих слов попадает под рубрику Кинообразование. Киноакадемия.