Перед вам черновой вариант текста, который я думал читать при обзоре данной игры. Пока не знаю, смогу ли опубликовать на сайте видео, где всё наглядно покажу, но можете сейчас почитать это огромное количество слов, сам не ожидал подобного.
Возможно, столько писать о визуальной новелле, пик популярности которой давно позади (выход – 21.12.2013, релиз в Steam – через год), но меня это не волнует.
Немного о самих визуальных новеллах, может быть вы вообще не знаете о них... В играх такого жанра чаще всего вы оказываетесь в шкуре персонажа, оказавшегося в не совсем обычной ситуации. По сути, всё что от вас требуется, читать много текста поверх картинок, фонов со спрайтами и изображений с важными (или не очень) событиями и периодически делать выборы, которые в совокупности приведут к одной из концовок. Правильно подобранный саундтрек в сочетании с красивыми изображениями создаёт неповторимую атмосферу, обеспечивая полное погружение.
Ну, а что до Лета?
Разработкой занималась группа человек с анонимных имиджборд Ычан и Двач, места это не столь приятные, скажем так. Изначально, IIchan Eroge Team, позже - Soviet Games. По сути это был ответ на известную в определённых кругах ВН «Katawa Shoujo», родом с англоязычной борды - 4chan. Постоянные конфликты, кривые руки некоторых художников, общий настрой, смены сценаристов привели к тому, что игра вышла только спустя 5 лет с начала работ и… представляла немного не то, чего ждали люди. Вместо банальной эроге с маскотами (персонажами-талисманами с известных сайтов), полной мемов для узкой аудитории, получили необычную историю о перевоспитании, дружбе, любви, малым количеством сцен 18+, но большим количеством трусов... Синопсис: одинокий молодой человек Семён из холодной зимы попадает в летний пионерлагерь «Совёнок», где у него появляется шанс изменить свою жизнь навсегда. Всего существует несколько версий игры: первый слив 1.0, не полная версия, релизная 1.1 и 1.2, которая также портирована в Steam.
Пройдёмся по техническим аспектам.
Рисовка.
Тут двоякая ситуация. Над большей частью фонов работал художник ArseniXC. И они действительно потрясающие, очень насыщенные и достаточно детализованные. Просто не получается придраться ни к одному. А вот картинки с событиями и спрайты рисовал Максим Смолев и тут... можно видеть, как рос уровень. Хоть персонажи и неплохо вышли, контраст с фоном неслабый и у некоторых пропорции плоховато соблюдены. А вот с CG картина похуже... одни действительно хороши, а вот другие... Правда, не уверен, что он все сам рисовал, некоторые позднее были обновлены художницей Орикой. Есть также обновлённые версии некоторых изображений и неофициальный патч с добавлением новых артов, но там не всё столь гладко работает. В общем, некоторые изображения очень хороши, другие слабоваты, но я, человек, мало чего видавший, очень даже доволен, хоть и не являюсь анимешником.
Музыка.
Вот тут просто бесподобная работа была проведена. Сочетание композиций Сергея Ейбога и группы Between August and December (Михаэль Мальков, это имя, возможно, что-то значит...) дарит необыкновенные ощущения. И хотя, можно понять, на чём некоторые композиции основаны, сложно поверить, что всё это сделано для бесплатной игры. А уж местная «Взвейтесь кострами», тема из меню заставляет задуматься о про... прошедших годах как ни одна другая...
Великолепно потрудились, до сих пор периодически сажусь послушать.
Сюжет.
Тут уж всё не так радужно. Я не знаю, кто изначально работал и чем должна была стать игра. По тому, что известно как сценарий от abcb, можно сказать, что сильно был изменён главный герой, и поведение некоторых героев переосмыслено.
Ответственность за многие изменения несёт человек под псевдонимом Dreamtale, он же Рита Тайнакова, но я его чаще зову Ритан. Реальное имя не столь важно (Антон Аркатов, кажется), в отличие от того, что в народе он прослыл алкашом... С одной стороны, именно из-за него игра оказалась немного иной, появилось много сюжетных дыр, неувязок и повторов. Также весьма странные мысли протагониста («Нестись пульсаром, подмигивая галактикам...») вызывают... недоумение. С другой стороны, без него Бесконечное лето могло выйти куда позже, он смог довести до конечного результата, хоть и, насколько мне известно, наглел и любил поспорить (то же переименование команды), потому из всех коллег с ним мало кто работает в данный момент. Тем не менее, «Лето» понятно широкой аудитории, а многочисленные восхищённые отзывы не дадут соврать, дарит самые положительные эмоции с привкусом грусти.
Постепенно приближаемся к зоне спойлеров, ведь речь сейчас пойдёт о персонажах.
Семён - наш герой. Крайне асоциальное существо, обитающее на тех самых бордах, в один момент перенесённое волшебным 410 автобусом в непривычные условия. Само его имя - Семён Персунов - Same Person, обычный аноним, по сути хикки, битард, небритый, никому ненужный неудачник. Внешность соответствующая, ничем не примечательный, даже глаз нет, но это нормально для героев данного жанра, как бы чистый лист, мы сами им управляем (но не всегда успешно...). По идее с ним должно быть легко ассоциировать себя, сам сценарист был уверен, что большинство также паниковало бы, совершив путешествие в никуда, однако всё же его поведение спустя несколько дней может сильно раздражать, когда, по идее он уж должен был привыкнуть к обстановке. Однако выборов маловато и сложно порой понять, почему он ведёт себя так или иначе. В течение пяти дней можно сблизиться с одной из четырёх героинь и перейти на её рут (route - путь, направление, не путать с root - корнем), под конец которого он попадёт обратно домой, где вне зависимости от того, хорошая концовка или нет (с одним исключением), Сёма вынесет урок и улучшит свою жизнь. Однако это не отменяет того факта, что наш безглазый друг сильно тупит в случаях Алисы и Лены (так я насчитал 42 тупых поступка за 2.5 дня).
Немного о событиях игры: в первый день происходит знакомство с основными персонажами, во второй обходной лист и оставшиеся, также карточная игра, после которой следует событие, связанное с одной из героинь, третий день - некоторые общественные работы и танцы, четвёртый - поиски пропавшего Шурика с последующим походом в старый лагерь, пятый - готовка торта и поход, во время которого и можно выбрать, как игра закончится. Если же за пять дней не удастся ни с одной девушкой наладить отношения, попадаем на рут Пионера, но о нём позже расскажу.
Пора переходить к пионеркам и, думаю, все понимают, что быть ими в 17 лет, когда это комсомол и обладать… достоинствами, которым позавидовали бы все мои однокурсницы, это местная условность
Начну, пожалуй, с Алисы Двачевской. В самой игре она не любит прозвище «ДваЧе», кажется грубой хулиганкой, но наиболее точное определение – ранимая бунтарка-гитаристка.
Изначально довольно таки сильно трусивший на новом месте Семён ее побаивается, но скоро можно понять, что она вовсе не плоха. По сути сама Алиса - вызов привычному образу жизни протагониста, с ней надо не прятаться от проблем, идти на риск, нарушать некоторые правила. Как и Лена она с самого начала почему-то обращает внимание на гостя из будущего, вот только, похоже, сама не до конца понимает это. Если кому-то и могло казаться, что она дрянная девчонка, то уж поход в Старый лагерь и финал в Хорошей концовке покажет, насколько она беззащитная и милая. Не наглая, а просто запутавшаяся и совершенно неспособная ладить с другими. Конечно, многих смущает то, что она украла водку и хотела пить вместе с Семёном, но тут не нужно быть гением, чтобы понимать происходящее. Даже во время её рута Персунов наш не может решить, кого бы выбрал: её или соперницу – Лену. Его постоянные недоговорки и молчание проводят к тому, что Алиса решает однозначно выпытать у него при помощи алкоголя. Совершенно очевидно, что пьёт она в первый раз и хочет, чтобы он однозначно сказал, кто же ему нужен, но всё заканчивается немного не так, как она рассчитывала, их оставляют в лагере одних и парочка топает к ближайшему райцентру, надеясь на попутку.
Если же кому-то делать нечего, можно почитать вырезанные в итоговой версии текстовые описания постельных сцен, самому сценаристу за них стыдно, но можно сделать забавный вывод: из всех девушек лишь Алиса не настаивала на сексе, не такая она. В финале той же хорошей концовки она боится, что Семён ничего не испытывает по отношению к ней, она лишь для одного нужна. В плохой же он тупит жёстко и не пытается исправиться, из-за глупого недопонимания всё выходит не столь радужно. Лично я считаю, что именно Алиса - лучшая девушка Бесконечного Лета, она сможет растормошить недотёпу Сёмку, вытащить из болота, куда он себя загнал и придать ускорения начального, а дальше он сам справится. Конечно, споры неизбежны, надо будет идти на некоторые уступки, но уж с такой, мне кажется, игра стоит свеч и жизнь будет насыщенной.
Не особо дальновидные личности этого не понимают, зовут её быдло-девкой, алкашнёй и другими неприятными словами. Когда-то от делать нечего я даже расписывал на Вики этим умникам, почему они не правы, хоть и прекрасно знаю, что это бесполезно.
Далее пусть будет Славя. Она первой встречает нас у ворот «Совёнка» и кажется прямо идеальной девушкой. Комсомолка, спортсменка и просто красавица! Помощница вожатой рада помочь, не злится из-за пустяков и стремится найти лучшее в каждом. С ней в лагере надо больше работать, показывать готовность нести ответственность за свои поступки и в то же время стараться смотреть на мир с оптимизмом. К сожалению, раскрыть её в должной мере не удалось. Есть у неё какая-то драма? Возможно, фанаты пытаются сами объяснить её трудности, что никто не воспринимают всерьёз блондинку, что у неё нет друзей, она старается понравиться всем, а в итоге никому и не нужна. Это хорошо раскрыто лишь в пользовательских сценариях и модах, в оригинальном «Лете» больше похоже на то, что она правильная во всём, а глубины нет, вот и некоторые и зовут её картонкой. Забавный факт, она больше всех... раздевается на протяжении игры, а в финале может создаться впечатление, что она просто переспала с Семёном и ей больше ничего и не нужно (сам сценарист признаёт, что мог лучше написать).
В её руте не происходит ничего сверхъестественного, вечером пятого дня она решает уединиться на пляже и это приводит к... медпункту). Позднее некоторые споры с вожатой следуют после "похищения" из-за необычности ситуации. Ночь в лесу вместе со Славей... Ну и Ленка тут может напугать, к ней, собственно и переходим.
Лена... когда-то давно были постоянные конфликты между сторонниками Алисы и фанатами Леночки, самыми популярными девочками, непримиримыми соперницами, с самого начала влюблённых в этого недотёпу. Сейчас то уж все однозначно понимают, что у рыжей нет шансов... проиграть :p
Ну, ладно, давайте разбираться. Изначально фиолетоволосая зеленоглазка кажется милой, немного пугливой, замкнутой тихоней, однако её хладнокровие в некоторых ситуациях настораживает... во время знаменитого спора с Алисой можно понять однозначно, что она не та, за кого себя выдаёт и некоторые моменты пугают. Так она часто начинает истерику на пустом месте, постоянно носит с собой нож, бьёт ни за что Двачевскую, да и может просто взять и пропасть на целый день. В её руте Семён совершенно не может найти к ней подход, совершает странные поступки, оставаясь в финале с ней одной. Пожалуй, урок, который наш протагонист может вынести - быть честным и добиваться своих целей, не судить книгу по обложке и не упускать своего счастья. А ещё её плохая концовка вводит надолго в депрессию неподготовленных...
Ульяна – девочка-ракета, возрастом 13-14 лет, единственная, кто по сути может быть пионером тут. При этом она в том же отряде, является соседкой и лучшей подругой Алисы. С ней не соскучишься, поскольку она воплощает в себе то самое беззаботное веселье, которое и должен дарить лагерь (ну, по идеи...). Игры, розыгрыши, рассказы страшных историй и различные приключения. Романтики тут само собой нет, здесь речь именно дружбе, максимум поцелуй в щеку.
Семён старается к ней относиться как к младшей сестре, которой, правда, у него никогда не было, так что он частенько не может понять девочку. По сути у неё проблем нет, разве что редко воспринимают в серьёз. Ничего сверхъестественного у неё не происходит, разве что просмотр первого Терминатора. Хорошая концовка, как говорят, больше всего эмоций вызывает у людей постарше 25 лет:)
К финалу известный неудачник заряжается от неё энергией и прекращает тратить время попусту и решает восстановиться в институте.
Мику – девочка-оркестр. Является заведующей музыкального клуба и её единственным членом. Глуповата, неуклюжа и очень, ОЧЕНЬ болтлива. Многие игроки утверждают, что во всём виновато её одиночество и она куда умнее на самом деле, и сильно негодуют из-за того, чем является её рут. По сути с ней не задумывалось отдельной истории, несколько событий, а так больше комедийный персонаж. Но в итоге некоторая независимая история была довольно груба прикреплена к основной истории. Мику-рут начинается в шахтах четвёртого дня и попасть на него можно только выполнив определённую последовательность действий, причём после прохождения какого-нибудь другого, до этого он закрыт. Семён плутает под землёй, засыпает и... начинается рассказ от лица некого студента, автора сценария Бесконечного Лета («Господи, кто этот бред написал? Ах да, это же я...»), играющего главную роль в фильме, который снимают в пустом пионер-лагере. Присутствуют почти все персонажи, только они... отличаются от самих себя. Особенно выделяется обделённая умом Саша, исполняющая роль Слави, и Маша, весьма недовольная своей Мику, «персонажем второго эшелона». Вначале съёмки, знакомство с новыми героями, но в один момент ГГ и Маша оказываются в «Совёнке», полным пионеров, где их принимают за Семёна и Мику. И внезапно тут начинается ужастик: расчленённая Славя, повешенная Алиса, толпы зомби-Ульян, оставившие от Электроника одну голову и сумасшедшая Лена. Лично я не против был такой разгрузки, всё заканчивается хорошо, хоть происходящее практически никак не объясняется, да и внезапная жесть может оттолкнуть.
Далее уже идут два персонажа, чьи руты частично объясняют происходящее.
Пионер – загадочный тип, который частично объясняет устройство "Совёнка". Как оказывается, лагерей множество, в каждом из них живёт Семён и из-за разных выборов и поступков все они немного отличаются. По окончанию смены садятся в автобус на время выбираются, затем опять возвращаются, забыв всё. Все окружающие не являются людьми, это «куклы», которые фактически перевоспитывают нашего героя и дают стимул жить дальше. Пионер – это тот же Семён, только переставший забывать эти циклы, понемногу сошедший с ума, начавший жестокого издеваться над местными обитателями, будучи убеждённым, что выбраться невозможно, ну и научившийся со временем заглядывать в другие лагеря, где он может дать совет или поиздеваться над собратом по несчастью. Встречается и другой, пугливый, убеждённый, что выбраться можно. В DLC «История одного Пионера», где психопат является главным героем, выясняется, что в один момент это он сам и говорит Семёну, что выход есть. В финале можно последовать за неким голосом, из-за этого Сеня теряет сознание и сам становится Пионером. В противном случае он забудет у себя дома всё и вновь пойдёт на 410 автобус.
Юля - девочка-кошка, которую можно найти только после получения всех хороших концовок. По идеи должна была ответить на все вопросы, а в итоге на всё отвечает "не знаю". Как её только не называли: ушастая аномалия, персонаж-заплатка для сюжета, подсознание, которое Семён сам... поимел в прямом смысле... Характер как таковой отсутствует. Любит собирать запасы, воровать сахар и зубной порошок. Именно она задаёт вопрос в начале игры: «Ты пойдёшь со мной?» Изначально у меня были свои мысли по поводу её роли, что на самом деле она его девушка из реального мира, пытается достучаться до лежащего в коме, но всё оказалось иначе, она местный наблюдатель и следит за каждым Семёном. В конце можно её оставить и выбраться в реальный мир, встретившись с настоящими девушками, которые также были заперты в этом таинственном сне. Иначе произойдёт встреча с множеством Пионеров и неким Главным Семёном. Всё заканчивается попаданием в счастливый вымышленный мирок с выбранной девушкой.
Второстепенные персонажи: кибернетики Шурик и Электроник (долго гадать не придётся, откуда они...), вожатая Ольга Дмитриевна и медсестра Виола, - какой-то историей не обладают, не известно, имеются ли у них реальные прототипы. С Женей, заведующей библиотекой, всё посложнее. Особой роли в сюжете не играет, лишь ворчит часто. Настоящую Женю встречает Пионер в своей «Истории», и она довольно милая. В финале они вместе покидают лагерь и решают.
Это что касается персонажей. Если же объяснять тайны, то тут грустная картина... Дело в том, что далеко не всё продумано было сценаристом и сюжетные дыры - это именно дыры, которые мы сами можем попытаться объяснить. В своё время эти слова Риточки «убили надежду» у многих, но на самом деле есть неплохие фанатские теории. Мне больше всего нравится объяснение такое: все сны представляют из себя общую двухуровневую Матрицу (лагерь и город, между ними перемещаться можно, но выбраться - никак), в которой миры существуют параллельно, но могут искажаться при «сбоях» и столкновениях. Именно расшатав систему и удаётся через щель выскользнуть наружу или же оказаться между мирами, где Главный даст тихое местечко в награду за старания. А уж как это было создано, является ли Семён мутантом с со способностью создавать искусственные миры во снах случайных людей, можно погадать и дальше:)
В целом, я советовал бы игру всем. На эмоции пробивает, много чего нового о себе. Да и, быть может, какой-то дельный совет даст. Хотя больше шансов, что всё закончится добавлением новых музыкальных композиция в плейлист :-)