"Бегущий по лезвию" - фильм уникальный во многих аспектах, начиная от наличия целой кучи режиссёрских версий, последнюю из которых зритель впервые увидел каких-то десять лет назад, и заканчивая и до сих пор незатихающими спорами фанатов на различные темы, главная из которых звучит так - "А был ли Декард сам репликантом или нет?". И, кстати, не надейтесь, что Вильнев в сиквеле даст вам прямой ответ на этот вопрос, придётся хорошенько поработать головой, чтобы его найти. Кстати, я упоминала, что режиссёрка фильма Ридли Скотта от 1992 года была признана "лучшим научно-фантастическим фильмом в истории вообще? (2004 год, британская газета Guardian). Нет? Ну вот и ещё один повод считать эту ленту действительно уникальной.
Честно говоря, за сиквел было страшно ещё на стадии производства. Потому что Дени Вильнёв режиссёр, конечно, талантливый, но его стилистика мягко говоря "не для всех", а пустых разговоров на спорные и не очень темы столько же, сколько в последних фильмах Скотта. Но если это для современного кинематографа явление, в общем-то, привычное, то вот почти полное отсутствие экшена явление вопиющее, особенно для жанра "сай-фай". И если даже первый "Бегущий" мягко говоря, не радовал наличием активного действа, то во втором, с учётом чудовищного хронометража (три часа, ТРИ ЧАСА, КАРЛ, с учётом рекламных роликов и титров) с этим настоящий караул. Так что мне не очень понятны сравнения с "Дорогой Ярости", у которой как раз этого действа было процентов 80 картины. Нет, не подумайте, что автор этих строк зажравшаяся ханжа (хотя, может и так), мне очень понравились и "Сикарио" и "Прибытие", но нельзя, снимая фильм о будущем, весь фильм кормить зрителя роскошным визуалом, который подходит лишь для того, чтобы смотреть его перед сном. Ну, как фотообои - красиво, но если долго разглядывать, то спать захочется.
Но это, увы, не единственный минус фильма. Вторым, и самым неожиданным, является музыка. Точнее, даже не сама музыка, а её непрекращающаяся тревожность и зашкаливающий пафос, как будто как минимум смотришь за успешной разработкой лекарства от рака. Герой нашёл тревожное его прошлому послание? А давайте врубим такой саундтрек, как будто мы сейчас монтируем трейлер к "Дню Независимости 3", где инопланетяшки всё-таки спалят Землю. Красивый вид сверху? А вот здесь давайте сделаем такую мелодию, как будто сейчас бабахнет волна из "2012" и снесёт весь визуал к краю зелёного экрана. Циммер, ты ли это?!
Едем дальше. Джаред Лето. Товарищи, объясните мне, зачем в фильм про репликантов приволокли дежурного злодея любого из фильмов Марвел? Он страшно рассуждает о религии, ангелах, демонах, человечестве в глубокой заднице (чем дико похож на андроида из ещё одного пытающегося вернуться из небытия франчайза, правда у того эти рассуждения получаются значительно лучше), но по сути не делает за весь фильм ничего, то есть вообще ничего. То же самое относится и к его прозрачной помощнице Сильвии Хукс, мотивы которой никто никогда не узнает, поэтому в графе "Мотивы" пишем уже знакомый нам "гладиолус".
Итак, экшена нет, музыка мимо, фильм растянут, как резинка от трусов у толстого порноактёра, а антагонист слит ещё при первом появлении. Всё пропало? А вот как бы не так. Потому что как было сказано в начале, и "Бегузий по лезвию", и Вильнёв - явления в кино достаточно уникальные. И они нашли друг друга.
С режиссёром случилось то же самое, что недавно произошло с Бессоном - он впервые получил в свои руки фактически неограниченный бюджет. Только если француз полез играться в спецэффекты и графику, да там и остался, то Вильнёв потратил все деньги на пейзажи, детализацию, и, подозреваю, изучение вообще всех фильмов жанра сай-фай за последние лет эдак тридцать. И, о божечки, это лучшее мрачное будущее, когда-либо показанное зрителю в кинотеатрах. Насколько всё выверено, точно, плавно, и насколько всё вгоняет в уныние и безднадёгу. Один взгляд на экран - и в течение следующих трёх-четырёх минут, пока плавная камера будет лететь по небу, вы будете боятся не то что чихнуть или зевнуть - а моргнуть, чтобы ничего не пропустить. Божественно.
Фанатов оригинальной ленты порадует множество отсылок, от звуковых дорожек до раскрытия парочки тайн, мучивших нас долгие тридцать пять лет.
Если оригинальный фильм был неким триллером-антиутопией, то его сиквел - это чистая драма с очень лёгким налётом детектива. Впрочем, такими же у Вильнёва были и два предыдущих фильма. Драма определённо его жанр, главное, чтобы режиссёр не зациклился только на нём. А главная находка Вильнёва - это любовная линия репликанта-Гослинга и его фантомной любви в исполнении Аны де Армас, которая тут настолько хороша, что невольно чешешь в затылке, спрашивая, а почему кубинка раньше нигде толком не засветилась. Талантище. Ну и Гослинг - достойная смена молодому Форду. Очень меткое попадание в образ.
Остальные актёры? Да нет тут никого. Смиритесь с мыслью, что это кино не про Декарда, не про Гослинга, даже не про репликантов - а просто про любовь, про семью и тотальную безднадёгу. Почти всё, что вы увидите - это красивые пейзажи, тщательно проработанные декорации со спецэффектами и силуэт Гослинга на переднем плане. Да, будут ещё роскошный Харисон Форд, могучий Батиста и стерильная Робин Райт, но как же их мало! И это, напомню, в самом долгом фильме 2017 года. Интересно будет посмотреть режиссёрскую версию. Кажется, из неё вырезали всех подряд, кроме Гослинга.
И даже сюжет... ну вот не поворачивается язык его назвать плохим. Смотреть интересно, сюрпризы будут. Но опять же - всё показанное за три часа легко уместилось бы в полтора. Динамики никакой нет, а про то, что неплохо бы порадовать зрителей парочкой сюжетных твистов, Вильнёв вспоминает только в конце. Хорошо ещё, что их качество по-прежнему отменное. Как и в "Прибытии", их загодя просчитают лишь редкие единицы.
Подведём итоги. "Бегущий в ла"... то есть "Бегущий по лезвию", это трехчасовое неспешное любование пейзажами постапокалиптического будущего, вгоняющие любого киномана в экстаз, а киномана-фаната первой части - в эйфорийный оргазм. И не ждите от фильма большего. Он похож на огромную комнату, стены и потолок которой расписали лучшие художники эпохи Возрождения, но в которую забыли занести мебель. Он не пустой, нет. И иди он стандартные полтора-два часа, содержания было бы достаточно. Но количество происходящих событий в единицу времени действительно достигает критически низкой отметки. Это определённо не роскошная "Дорога Ярости", хотя, конечно же, и не дурацкий "Призрак в доспехах". Это не превалирование формы над содержанием, это просто Дени Вильнёв, со всеми вытекающими плюсами и минусами его, похоже, окончательно сложившегося авторского почерка.
Ваша Кэтти-бри.