В 1986 году редакторы DC решили, что их супергерои устарели и им нужна полная перезагрузка. Как обновить образы Супермена и Чудо-женщины в DC знали, но вот на счет Бэтмена возникали вопросы. Темный рыцарь не требовал переосмысления, истоки его происхождения, мотивы, побудившие Уэйна бороться с преступностью - все это было отлично понятно и старому и новому читателю. Поэтому было решено не менять историю происхождения Бэтмена, а только попытаться улучшить ее, придать глубины. За это не простое дело взялся Фрэнк Миллер, работавший в индустрии комиксов уже более 20 лет и на тот момент совсем недавно создавший отличный комикс «Возвращение Темного рыцаря». Фрэнк Миллер написал историю, а Дэвид Маццукелли перенес сценарий в формат комикса с помощью отличного рисунка. Так получился один из лучших комиксов о Темном рыцаре, который с интересом читается и по сей день.
Для тех же, кто не любит читать комиксы, но не прочь посмотреть мультфильм, компания Warner Bros. в 2011 году выпустила мультипликационное воплощение «Года первого», почти дословно повторяющее сюжет комикса.
В город Готэм, после 12 лет отсутствия, возвращается Брюс Уэйн, двадцатипятилетний наследник миллионного состояния. В это же самое время в город прибывает лейтенант Джим Гордон, которого перевели на новое место работы. Брюс Уэйн мечтает покончить с преступностью в Готэме; у него «есть средства, навыки, сотни способов, но чего-то не хватает». А лейтенант Гордон просто «плывет по течению», у него беременная жена и усталость в душе; но тем не менее он не поступается своими принципами и выполняет свою работу согласно букве закона. Один прибыл на самолете в первом классе, другой – в зашарпанном вагоне поезда. У них разные методы работы, они вращаются в разных кругах общества, но цель у них одна – борьба с преступностью, в которой погряз Готэм.
За историей становления Бэтмена интересно наблюдать, события сменяются с быстротой пули. Город еще не наводнили фриковые суперзлодеи, но Темному рыцарю уже есть чем заняться – мафия действует в связке с коррумпированной полицией. Половина хронометража мультфильма отведена истории Джима Гордона. Если львиная доля экшена досталась Бэтмену, то Гордон отвечает за драму. Тут вам и переживания за беременную жену, и напряженные отношения с сослуживцами, и муки совести. Вообще в «Годе первом» лейтенант Гордон показан полноценным человеком, с полным багажом эмоций. Многие люди, мало знакомые с комиксами DC, думают, что задача Гордона состоит лишь в том, чтобы включать бэт-сигнал на крыше полицейского участка и каждый раз просить Бэтмена о помощи, но на самом деле это не так. Посмотрев «Год первый», вы откроете для себя другого Гордона.
Как уже говорилось выше, плотность событий зашкаливает. Оригинальный комикс состоит всего-то примерно из 90 страниц, но несмотря на это история в комиксе воспринимается целостно, а каждая картинка несет важную смысловую нагрузку. Проблема малого количества страниц решалась просто и элегантно – читатель видел не только слова произнесенные вслух, но и мысли персонажей. Увы, для мультика такой прием не подходил и от него отказались. Конечно, иногда и тут будут слышны мысли героев, но многие яркие фразы из комикса были потеряны. Например первая схватка Бэтмена с уличными ворами в мультике длится секунд 25 и в нее просто физически нельзя уместить все мысли, которые пронеслись у Бэтмена в течение битвы. Можно было попробовать нарисовать драку в замедленном действии, но это уже вопрос к сценаристам. Кое где сценаристы и художники все же превзошли комиксные сцены: чтобы персонажы успели проговорить свои реплики – некоторые сцены удлинили; момент с придумкой образа Бэтмена заиграл новыми красками; были объяснены и более подробно показаны некоторые сцены; концовка истории стала более динамичной; и да, счастливая улыбка дворецкого Альфреда при встрече с Брюсом Уэйном – она дорого стоит, такого не было в оригинале. Видно, что сценаристы старались бережно обойтись с первоисточником, а потому тем более непонятно, зачем были сокращены сюжетные линии прокурора Харви Дента и детектива Сары Эссен – сюжет от этого прилично пострадал, стал выглядеть более скомканным.
Рисовка повторяет стиль комикса, она не на высшем уровне, но смотрится приятно. Главная претензия к рисунку – это стерильность картинки в некоторых сценах; если бы добавить мелких деталей, то это бы сделало окружающую обстановку более живой. Но для бюджета в 3,5 миллиона долларов художники проделали превосходную работу. В чем мультфильм точно выигрывает у комикса, дак это в экшен сценах – все-таки в динамике драки смотрятся лучше; чего только стоит хук справа от Брюса Уэйна по лицу Селины Кайл (будущая Женщина-кошка). И еще комикс не мог похвастаться звуковым сопровождением. В мультике же слух иногда радуют мелодии, нагнетающие мрачную атмосферу, правда мелодии эти не сильно яркие и теряются за диалогами героев, и визуальным рядом.
Всем советую прочитать отличный комикс «Бэтмен: Год первый» - там есть драма, экшен, отличная рисовка и замечательные диалоги. Ну а если читать нет желания, то у вас есть неплохая альтернатива познакомиться с «Годом первым» - посмотреть мультфильм. Он получился не идеальным, но тем не менее интересным и да же в чем-то лучше своего бумажного прародителя; а в конце во время титров вы все же насладитесь картинками из комикса, которые будут мелькать под выразительную музыку.