***Предупреждение о раскрытии некоторых деталей сюжета в рецензии***
На мир обрушилась неведомая болезнь, массово превращающая людей в неподвижных мертвецов, которые вместо милосердной смерти застревают в своих внутренних кошмарах. Никто не знает, что является той болезни причиной, но что-то определённо бушует за забитыми окнами одной небольшой семьи. Семьи, отрезанной от основного мира в глубине удалённого леса. Семьи, о которой и рассказывает фильм и в дом которой «что-то» уже постучалось.
Вот как бы об этом «Оно приходит ночью» и как бы не об этом вовсе. Бывает, смотришь рекламные ролики к кино, а потом смотришь само кино и вещь рекламируемая с вещью показываемой сходится в очень малом количестве точек. И фильм может даже хорошим был, «вкусным», но неприятное послевкусие обманутых ожиданий всё это дело сводит на нет. Но там как бы сама картина не виновата; как правило, с рекламой фильма его создатели не имеют ничего общего. Если кого и хаять, то уж точно не их, а рекламщиков проклятых (без обид, конкретные рекламщики). Так что такую картину можно пересмотреть и по достоинству оценить, если она всё же даже с обманутыми ожиданиями хорошей показалась. К чему я веду-то, у «Оно приходит ночью» эта проблема создаётся внутри самого фильма, поэтому забываем злобных рекламщиков и предъявляем претензии к непосредственно режиссёру и сценаристу в одном лице Трея Эдварда Шульца.
А претензии состоят в том, что основная часть фильма проходит в прекрасно исполненном нагнетании чувства того, что это «что-то» (или «оно» из названия, но это относит нас к другому мистическому существу) всегда рядом с главными героями и с каждой ночью «что-то» всё ближе и вот уже «что-то» перестаёт бояться пробивающегося через тучи света солнца и вот уже «что-то» покажет себя главным героям, для которых это всё скорее всего плачевно кончится, и вот-вот-вот… ничего такого не случается. Простите за раскрытие сюжетных линий, но да, «что-то», к сожалению, так и останется за кадром. Потихоньку протекая через щели забитого наглухо дома, «что-то» останется загадкой для зрителя, которому не суждено узнать ни что приходящее ночью оно из себя представляет, откуда и почему приходящее ночью оно появилось и есть ли шанс на спасение у человечества. Всё это оказывается фоном для другой истории, которую хотел рассказать Шульц и этот переход из ожидания одного в получение другого вполне возможно был его сознательным экспериментом, задумкой рассказчика. Задумка, эксперимент – это всё как бы и хорошо, но надо и зрителя в это уравнение как-то вписывать. А не каждый зритель проникнется идеей сделать из предпосылки, тянущейся большую часть фильма, фон в его конце, а из фона первой части фильма – финал во второй.
С этим разобрались, теперь перейдём к тому, почему, даже играя такие злые шутки со своим зрителем, «Оно приходит ночью» стоит просмотра. Как уже было сказано, в фильме присутствует прекрасное нагнетание ощущения, что красная дверь (единственный выход/вход в дом и прекрасный образ) не выдержит и в дом ворвётся неведомое, что за тем самым пнём кроется что-то невообразимо ужасное, что главные герои в шаге от скрывающихся во тьме ужасов. Но это не марафон саспенса, Шульц жалеет наши сердца и чередует моменты ожидания полного хаоса с размеренными и даже нагоняющими скуку моментами затишья перед очередным ожиданием бури, ещё более пугающей, чем так и не наступившая предыдущая. Вот нам показывают жизнь отдельной малой группы людей, живущей в полнейшей изоляции от остального человечества и с нависающей угрозой внешнего мира вдобавок. И показывают очень правдоподобно, раскрывая все неудобства, с которыми приходится сталкиваться, все ограничения, с которыми приходится считаться, и какое влияние эти неудобства, эти ограничения и эта жизнь в своём мыльном пузырьке в сантиметре от острой иглы оказывает на людей в целом и по отдельности. Оператор Дрю Дэниелс со своей командой привносит в это свою долю красоты. А затем в ушах раздаётся музыка МакОмбера и кажется, что сам трёхглавый пёс Аида сорвался с цепи. Опасность, ожидающая главных героев, отдаётся учащённым пульсом зрителя. Но только одна из этих линий получит окончание и это не та, которая отвечает за слово «ужасы» в графе жанра фильма. Кстати, говоря о концовке и пытаясь её не раскрыть, просто скажу, что она как минимум тяжеловата, всё больше склоняя жанровую чашу к психологическому триллеру.
И образы здесь были очень важны. Здесь и героев-то не так уж много, три более или менее основных персонажа, два второстепенных, маленький мальчик и три эпизодических роли. Маленький мальчик с минимальным своим заданием справился хорошо, по крайней мере если судить из того, что до нас дошло после монтажа. Две второстепенные роли относятся к двум девушкам, а именно Кармен Эджого и Райли Кеох, примеривших на себя архетипы любящих жён и матерей (и дочери в случае с Эджого). И держите свои вилы при себе, это вполне нормально, потому что мы говорим о случае, когда цивилизация откидывается на задний план в угоду выживанию, тем более роли эти полны своих вызовов для актёрского мастерства, учитывая мрачный мир, в который погружает нас картина. В общем как персонажи играют свою важную роль в описываемых событиях, так и актрисы очень по живому, если можно так выразиться, играют свои роли на съёмочной площадке. Да даже эпизодические роли здесь приписаны не для забивки хронометража и несут определённый смысл. Будь то смысл личного характера со стариком-отцом, образ которого хоть и сразу жёстко дал понять зрителю, что они включили что-то не самое светлое, всё же больше был определённым способом для режиссёра пережить свою семейную трагедию; или будь то два решивших поразбойничать незнакомца, которые углубили побочную линию «Откуда же всё-таки появился герой Кристофера Эббота в нашем доме и можно ли ему доверять?», которая остаётся зрителю вопросом на размышление, но не является критически важной, поэтому недосказанность здесь вызывает не раздражение, а скорее интерес и жажду включить собственное воображение.
Раз уж упомянули Эббота, то настал черёд мужских архетипов мужа, отца, добытчика. Сыграно отлично и, как и в случае с девушками, где мать и жена Кеох была совершенно другой по сравнению с матерью и женой Эджого, несмотря на массу, казалось бы, схожестей, Эббот совсем не похож на героя Джоэла Эдгертона. И хотя частично дело в хорошо показанной разнице в возрасте каждой из семей, Эбботу и Кеох, в особенности первому, удаётся сохранять у зрителя подозрительность по отношению к своим персонажам, но при этом вызывать сочувствие и понимание всех их действий, что и заслугой сценария, безусловно, является. В центре всего фильма, тем не менее, находится юноша семнадцати лет, которого мучают ночные кошмары и факт того, что в 17 лет он застрял в отдалённом наглухо забитом доме в глубине леса. Оттого его поведение кажется немного странноватым (подслушивание и неумение скрыть определённые интересы), но опять же в контексте всего происходящего объяснимым. Келвин Харрисон младший был этим юношей, и хоть прорывом года его вряд ли кто-нибудь будет считать, конкретно с этим персонажем он слился натвердо. Все вышеперечисленные артисты были на высоте, при этом на уровень выше оказался Джоэл Эдгертон, которому, правда, и времени на развитие дано было больше. Шульц создал очень жестокую реальность, в которой бывший учитель истории без замедления использует своё ружьё на человеке, и жестока та реальность даже не поэтому, а потому что даже такие экстремальные меры не кажутся чем-то неоправданным и на вопрос «Как бы я поступил на его месте?» либо отказываешься находить ответ, либо с неохотой признаёшь, что поступил бы также. Эдгертон воплощает в себе любящего отца и мужа, огрубевшего от пережитых событий, которые он в принципе не должен был переживать, но всё ещё остающегося любящим отцом и мужем, оттого чем дальше заходит фильм, тем сложнее переваривается всё с ним случающееся. Потому что воплощает он его очень по-настоящему и опять же, по живому, его герой становится кульминацией простых, но прекрасно прописанных персонажей фильма, суть которых уловили играющие их актёры и воплотили их в прямом смысле этого слова в жизнь.
Замыкая весь этот долгий разговор о фильме под названием «Оно приходит ночью», его можно охарактеризовать как очень искусная кинокартина, главная проблема которой заключается в том, что она обманывает своего зрителя. Но как за ложью иногда скрывается правда, так и в данном случае за обманом скрывается хорошее кино.