25 августа 2017 года, не смотря на преждевременную критику, на свет вышел один из, возможно, самых ожидаемых для поклонников японских комиксов и анимации фильм «Тетрадь смерти» - американская версия одноимённой манги Цугуми Обы и Такэси Обаты, снятая не самым популярным режиссёром Адамом Вингардом.
Изначально никто не сомневался, что это не будет дословный пересказ аниме или манги, особенно после появления трейлеров. И в итоге: почти так же, как и в недавнем «Оно» перед нашими глазами появился типичный фильм «на основе», где, грубо говоря, была использована только лишь основная идея. И если в том же «Оно», при всех изменениях, у создателей получилось-таки сделать из фильма нечто годное, то авторы американской «Тетради смерти» таким похвастаться точно не смогут. Именно это я и попытаюсь разъяснить в моей первой, и скорее всего, последней рецензии.
Итак… Пара слов про описание: в центре сюжета находится школьник-отличник по имени Лайт Тёрнер, который в один прекрасный день находит на дороге упавшую с неба тетрадку. А тетрадь та оказалась не простая, а смертоносная, так как любой, чьё имя будет вписано на её страницы – умрёт.
Казалось бы, что можно испортить в фильме с таким, не побоюсь этого слова, знаменитым оригиналом? Ответ - всё. И если даже я согласна с изменёнными именами (всё же странно было бы наблюдать за Ягами Лайтом и Аманэ Мисой с американской наружностью), то из-за кардинального изменения всего остального я просто в бешенстве. И список испорченных деталей я, пожалуй, начну с самого непростительного – с изменённых персонажей.
Лайт Тёрнер (Ягами Лайт) – самая ужасная перемена героя за весь фильм. Даже при том, что Нэт Вульфф весьма симпатичный парень (каким он и должен быть для этой роли) и неплохой актёр – ума и логики его персонажу явно не хватило. Если кратко: Ягами Лайт – лучший студент Японии, продуманный и серьёзный эгоист-сердцеед, ставший «богом» во имя справедливости. И, как и любой другой умный человек, он никогда и ни за что бы не стал раскрывать свои секреты какой-то там девушке, с которой особо-то и не разговаривал никогда. Вот чем не отличный персонаж для интересного фильма? К сожалению авторы так не думали и, в итоге, решили изменить главного героя, так сказать, «исправив ошибки оригинала». Не знаю, чего они хотели этим добиться, но получили мы, как бы это странно не звучало: глупого американского отличника из неполноценной семьи, который делает контрольные другим ученикам и «пищит как девочка», испугавшись темноты. И, не смотря на всю «продуманность» его действий ближе к концовке, на протяжении всего фильма он был умён только на словах. Помимо характера и поведения, Лайт потерпел изменения и в главном мотиве: его чувство справедливости перешло в банальную месть – из-за чего от режиссёрского места отказался весьма неплохой сценарист и режиссёр Шейн Блэк.
Мия Саттон (Аманэ Миса). Кем, из всего многообразия профессий и обычной деятельности, могла стать главная героиня в американской версии «Тетради смерти»? Нет, конечно же, совсем не актрисой и моделью с готическим стилем в одежде и в поведении, как в оригинале. А всего лишь стандартной черлидершей. Единственное, что у Маргарет Куэлли схоже с замечательным образом блондинки, которая только с виду кажется глупой – так это только небольшая маниакальная склонность. Сама же Маргарет не самая ужасная актриса в мире, однако я вынуждена предупредить, что она болеет так называемым «синдромом открытого рта». Болезнью, что бесповоротно охватила Кристен Стюарт и Николаса Холта. И если вы из тех людей, которым невдомёк «почему у актёра рот не закрывается», то лучше отворачивайтесь от экрана, когда Мия будет там появляться.
Ватари. Здесь вопросов нет. Пол Накаучи свою роль отыграл замечательно, даже при том, что и его персонаж потерпел незначительные изменения. К тому же приятно видеть в фильме на основе японской манги хотя бы одного человека с азиатской наружностью. И это ещё не считая несравненного актёра Маси Ока, время которого, к сожалению, ужали до нескольких секунд.
Джеймса Тёрнера (Соитиро Ягами) можно приписать в одну строку с Ватари. К актёру Ши Уигхэму так же нет претензий, так как сложно плохо сыграть папу-полицейского, который просто любит своего сына. Остаётся только радоваться, что американцы не сделали его персонажа женщиной.
Рюк. Так же, как и все остальные, он был в какой-то степени изменён, однако роль была отыграна в меру её появления. К слову, если бы персонаж Уиллема Дефо появлялся в фильме чаще – впечатление от его образа было бы гораздо хуже. И к моему глубокому сожалению, авторы решили отказаться от такого понятия как «бог смерти» и сделали Рюка просто каким-то жутким переносчиком тетради от человека к человеку. Но, тем не менее, из него всё же что-то получилось: Рюк в американской версии словно Бугимен, иногда выглядывающий из-под кровати и пугающий главного героя.
И, наконец, L. Роль, выбранный актёр которой чаще всех переживал осуждения. Ведь как можно для изначально бледного белокожего персонажа с вечными синяками под глазами избрать чернокожего актёра? Честно признаюсь, как любитель оригинала, я так же была недовольна этим выбором. Однако на деле Кит Стэнфилд сыграл отчасти лучше половины актёрского состава, вплоть до тех пор, пока не открыли его хмурое лицо и не наделили слишком «яркими» эмоциями, что для нелюдимого детектива вообще несвойственно. Однако, всё же хочется отметить то, что на самом деле положительно сказалось на его персонаже: «Великий и ужасный» Адам Вингард на пару со сценаристами действительно подарил ему мозги.
Отдельно вспомню про такой немаловажный предмет, как сама «Тетрадь смерти». Не обращая внимания на обложку, ну и в общем другой внешний вид тетради, чьи изменения были бы понятны (раз экранизация всё-таки новая), авторы решили изменить ещё и её содержимое, и было это скорее не в лучшую сторону. Некоторые важные правила вычеркнули, некоторые дописали. По впечатлениям это было сделано по ходу сюжета, будто им просто в определённый момент нужно было какое-то условие.
В общем и целом: авторы, видимо, хотели просто исправить «ошибки» первоисточника. Но они не поняли, что аниме и манга стали такими интересными в основном именно из-за этих самых «ошибок», а не только из-за красавчика-студента, считавшего себя богом. Без спойлеров описать их, конечно, невозможно. Поэтому я постараюсь сделать это некоторыми намёками: американцы добавили какую-никакую, но любовь; сделали Лайта сравнительно добродушным и чувствительным; провели некие «изменения» в смерти персонажей и пр. И по моему мнению, этого категорически нельзя было делать! Так как эти факты являлись неотъемлемой частью сюжета и их изменение – равносильно преждевременному краху.
С минусами фильма я, наконец, закончила, теперь перейдём к плюсам, которые можно будет пересчитать по пальцам одной руки.
Отдельный балл этот фильм получает за качественные и эффектные смерти. Умирали второстепенные персонажи действительно красиво, тут и против ничего не скажешь. Так же хотелось бы отметить хороший («не надоедающий») саундтрек, издали напоминающий темы из аниме. На этом, собственно, и заканчиваются основные положительные стороны фильма.
Итак, моя оценка: 1 балл за саундтрек, 1 балл за смерти и ещё 2 балла за Маси Оку и Пола Накаучи. Итого: 4/10.
Подытожим. Если вы один из фанатов аниме или манги «тетрадь смерти» – можете смело проходить мимо этого фильма, иначе вы рискуете испортить себе настроение. Если вы не один из фанатов – так же можете не обращать на него внимания, так как ничего интересного или просто логичного вы там точно не увидите.
Автор: Monokuma_I
P.S. Автор этой (так называемой) рецензии - писателем по сути не является. И я очень надеюсь после своего первого (такого отрицательного) текста не стать самым худшим в истории рецензентом. Мне просто было что сказать…. Поэтому заранее попрошу не относиться ко мне, как к заявленному рецензенту со стажем.