Первым полноценным мультсериалом, полностью мной посмотренным и неоднократно пересмотренным, был "Человек-паук" 1994-1998 года. Находясь под огромным впечатлением от увиденного, удесятирённого первым фильмом Рейми, я начала тратить свои первые карманные деньги не на завтраки, как сверстники, а на комиксы про Питера Паркера, которые в ту пору издавались аж в трёх разных сериях ("Новые приключения Человека-паука", "Питер Паркер - Человек-паук" и "Человек-паук") под эгидой Марвел. Сейчас у меня на даче сохранилось приблизительно четыре сотни выпусков о любимом герое в трико плюс те самые 8 кассет с мультсериалом. И всё это, просмотренное и прочитанное, следовало определённому канону. Здесь позволю себе процитировать строчку из одной популярной энциклопедии, чтобы у читателей не было недопонимания. "Канон — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека". Паркер получил способности от укуса радиоактивного паука, его первая любовь - Мэри Джейн или Гвен Стейси (есть различные вариации), лучший друг - Гарри Озборн, и т.д. и т.п. Это по большому счёту вещи, пересмотру не подлежащие, хотя безусловно, и недавний взгляд Уэбба по-своему каноничен - и легендарное падение Гвен Стейси с летальным исходом, ставшее первым серьёзным поражением героев в комиксах в истории вообще, и Коннорс, да и Дивергента нашего Мэри Джейн вырезали только в на финальном монтаже. Но тут пришёл Марвел, наплевал в душу всем фанатам, и снял своё кино. Для своего жанра достаточно крепкое, но я ненавижу эту ленту всей душой и лишь некая объективность не позволяет мне влепить ей "единицу".
Итак, Паркер (Холлэнд) после эпичной (здесь сарказм) битвы с дрим-тим Капитана Америка (зачем-то снятой на видео и при этом имеющий отвратительный монтаж, перечёркивающий ход самой битвы в "Первом Мстителе 3") очень хочет в "Мстители", но его наставник Тони Старк ему не даёт с аргументацией "мал ещё". Параллельно школобудни, мелкие задачки и задачки посложнее, статус "всё сложно" с Лиз Аллен (Лаура Хэрриэр), причём с её фамилией главный сюжетный твист фильма в угоду эффекту неожиданности вытворяет вообще нечто непотребное и с Мэй (Мариса Томэй), которая ему то ли тётя, то ли великовозрастная подружка. Ну и потом прилетает волшебник в зелёном комбезе, начисто списанный с помеси глайдера Зелёного Гоблина из трилогии Рейми и Флинта Марко оттуда же. И типичная схема "злодей надавал мне по щам в трёх экшен-сценах, но в четвёртой я победил и всё кончилось". Незабвенная классика от Марвел Студиос (ой, Сони же снимали, но все прекрасно понимают кто снимал и чей это продукт на самом деле, а официально я себе тоже могу бумажку сделать что я выпускница Гарварда).
Начнём с того, что в этом фильме хорошо. Итак, хороша музыка, на вступительных титрах вообще отсылающая к песне из того же фильма Рейми "Человек, но паук, он куда-то делся вдруг...". Джаккино твёрдая "пятёрка". Хороши работы почти всех актёров, при этом удивительно органичны для своих образов даже Хэрриэр с Томэй. Лиз вообще по харизме и магнетизму начинает чуть ли не на полном серьёзе сражаться за первое место с Эммой Стоун за "самую прекрасную пару Питера Паркера", проигрывая последней лишь по очкам. Чудесен и убедителен Китон как человек и чертовски неубедителен как Стервятник (за восемь лет построить эту вот груду металлолома, когда у тебя сидит техник, способный за два-три дня делать самые невероятные штуки - это, конечно, абзац). Холлэнд - отличный юный Питер. А провалился неожиданно для всех только сам Дауни младший, безбожно переигрывающий в каждой сцене, которых у него не так уж и много. Тут не Станиславский, тут даже Михалков кричал бы "не верю". Очень хорош юмор, он действительно смешной и его действительно много. Нет, серьёзно, его больше чем в "Стражах Галактики" и он действительно смешной, навзрыд, пусть и не без пары неловких сцен. Сцена после титров удалась, пусть она и смеётся от лица создателей фильма над зрителями по всему миру. И да, у Стэна Ли в этот раз нормальное органичное камэо, здоровья вам, мэтр.
А ещё хорошо.... а, нет, показалось, всё остальное чудовищно.
В "Возвращении домой" чудовищный монтаж как минимум двух экшен-сцен, который можно сравнить разве что с последней "Обителью зла". Для смотревших - это первый и последний бои со Стервятником, которые сняты настолько отвратительно, что даже мельтешение в "Человеке из стали" на фоне этого безобразия являются образцом подачи экшена в кинокомиксах.
В "Возвращении домой" чудовищно нарушена логика повествования, действий главных героев. Тут, конечно, нет ходов персонажей в духе "Спаси Марту", но зато здесь есть ходы сценаристов, которые настолько обзавидовались славе матерей Бэта и Супа, что решили его обскакать. Всё перечислить не могу (спойлеры), но фамилия Лиз, съёмка в аэропорту, все поступки Тони Старка и его клинического подчинённого-идиота Хэппи - это выше моего понимания.
Ну и издевательство над каноном, вынесенное в начало рецензии. Я понимаю, что Марвел решили срочно добавить своего самого популярного героя в "Войну бесконечности", и времени думать обо всём сразу у сценаристов и режиссёра не было. Но, *ЦЕНЗУРА*, делать первой девушкой Питера Лиз, *ЦЕНЗУРА* задвигать Мэри Джейн на третий план и делать из неё чуть ли не социопатку (Зендая тоже играет хорошо, но на Мэри Джейн она конечно ни разу не похожа, какая из неё Кирстен Данст, о чём вы вообще), делать *ЦЕНЗУРА* лучшим другом Паркера жирного гика с болезнью "не могу заткнуться", делать *ЦЕНЗУРА" из Тумнуса чуть ли не положительного персонажа.... хотя с последним всё хорошо, он и в комиксах местами был очень даже хорошим. Хорошо, настолько *ЦЕНЗУРА, ЦЕНЗУРА, ЦЕНЗУРА* прописывать мотивацию персонажу Кита, который вроде и денег много имеет, и семью обожает, но будет продолжать нарушать закон потому что *тут сценаристы не придумали, почему именно* ежевика. Я могу понять, почему Марвел не возвращает героев, которых зритель видел на экранах не так давно, но это совсем грустно. Взяли бы Фелицию Харди тогда, на мультфильм бы сослались, и вторую-третью часть делали не только через Венома, но и через Чёрную Кошку.
Уоттсу удалось невозможное. Вспомните, как все мы переживали за Тоби Магуайра в битвах с Гоблином, Октопусом, и особенно в последней части. Как мы сопереживали Гарфилду и его потере Гвен. Здесь вы будете сопереживать только своему детству. Как и обычно в фильмах Марвел, персонажам ничего не грозит. В каждый момент ты знаешь, что хороший сейчас поднимется и надерёт зад плохому. Давайте уже тотальное разрушение Азгарда с кровищей и расчленёнкой, я так больше не могу!!!
Знаете, этот фильм несёт массу позитива людям, которые с Человеком-пауком знакомы не слишком хорошо - скажем, по пяти предыдущим фильмам и только. Хороший обильный юмор, нескучность повествования, отличные актёрские работы. Истинным же фанатам героя, которые в ярости от перевыпуска комикса, где Паркер станет афроамериканцем, он принесёт только боль и отчаяние. В США с их манией к толерантности фильм, конечно, приняли отлично. Но, Марвел, как вы могли так ударить надувной кувалдой по моему детству? Как?! Вы?! МОГЛИ?!
Вам скорее всего понравится. А мне понравилось только воссоединение Пэлтроу и Дауни, спасибо большое что вернули шикарную героиню в КВМ. Марвел вернули Человека-паука домой. Но только не к нему домой, а к себе. Старым же фанатам героя этот дом не покажется уютным. Так бывает, когда ты приезжаешь спустя много лет в место, где провёл детство, и не узнаёшь его. Оно больше не твоё. Оно чужое.
Человек-паук стал чужим.
Ваша Кэтти-бри.