Жизнь! Она одна, и каждый надеется, что именно он проживет ее так, как надо, как хочет того сам, реализовав при этом все свои амбиции, мечты, идеи. Только жизнь не состоит целиком и полностью из розовых красок, где все хорошо и все поступки изначально верные. Порой, и это довольно часто, принятое решение в дальнейшем разочаровывает, ты теряешь что-то или кого-то, упущенная возможность начинает медленно пожирать тебя, разрушая настоящее и ставя под сомнение будущее. С годами ты пытаешься заглушить голос внутри себя, еле уловимые отголоски – тишина. Но в один из вечеров, сидя дома, ты спросишь себя – «А что если?».
Фильм «45 лет» именно об этом, в попытке найти ответ на это простой вопрос, но существует ли он на самом деле…
Кейт и Джефф Меркеры очень счастливы в браке, вместе они уже 45 лет, по этому поводу готовится пышное празднование, поиск подходящего места, обсуждение списка приглашенных гостей. Дата очень значима, ведь отметить сорокалетие не позволили обстоятельства. Одна жизнь на двоих почти прожита, супруги все время вместе, самые близкие и родные друг другу люди. Кажется на первый взгляд, что их союз идеальный, но за неделю до годовщины в их уютный дом, пришло письмо на немецком языке. В нем говорилось, что тело возлюбленной Джеффа, которая погибла полвека назад, найдено в ледяной пещере. Казалось бы, что тут особенного, ведь прошло столько времени, но маленькое письмо обескуражило его, он был готов бросить все, сесть на самолет и направиться в Альпы. Но хладнокровие Кейт останавливает его, она не видит смысла в этом, да и здоровье мужа уже подорвано. Забытое вновь всплывает на поверхность, ностальгия о былом все больше и больше поглощает Джеффа, разговоры о Кати ведутся все чаще и чаще, что не особо нравится его супруге, даже не смотря на то, что все это было еще до нее. Копаясь в себе и в прошлом она задает наш вопрос.
Особенно трепетно режиссер и автор сценария Эндрю Хэй изобразил взаимодействие пожилых супругов насколько у них все синхронно, они чувствуют, понимают друг друга с полуслова, дорожат временем проведенным вместе. Пронести такое взаимоотношение через годы дорогого стоит, а уж в наше время подобное просто редкость. Его режиссура чувственна, она не избалована техническими приемами, он четко удерживает наш взгляд на самом важном, нет ни одного лишнего кадра или действия, все работает на создание нужной атмосферы. Добавьте к этому восхитительные, но холодные пейзажи старой Англии, ее атмосфера и быт очаровывают. Простота съемки, ее манера не отвлекала зрителя от душевных переживаний главных героев. Лу Кроули смог нащупать нужную глубину, каждый кадр словно картина – портрет или пейзаж. Удивительно, но музыка практически не играет ни какой роли, она не слышна, что усиливает эффект отстраненности и одиночества, естественные звуки, дуновения ветра, шорохи половиц скажут куда больше.
Шарлота Рэмплинг, икона европейского кино, британская актриса, которая даже без слов, просто мимикой, жестами, чарующим взглядом, способна выразить все душевные переживания своей героини. За такую игру в 2015 году она удостоилась номинации на «Оскар», правда заветную статуэтку не получила. Однако Американское Национальное сообщество кинокритиков отметило ее работу, назвав лучшей. Том Кортни, лично для меня теряется на ее фоне, но это не делает его работу слабой. Он идеально дополнил восхитительный дуэт, который поражает своим взаимодействием, два серебряных медведя Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую и женскую роль тому подтверждение. В 2013 году они уже снимались вместе, советую оценить «Ночной поезд до Лиссабона», вы не разочаруетесь.
Для кого-то история размолвки, как и вся показанная драма, может показаться надуманной, как это модно сейчас говорить – «высосанной из пальца». Возможно, Кейт просто нужно было отпустить Джеффа, проститься с Кати, и ничего этого не было бы, но порой, человек делает такие поступки, пусть глупые и не понятные, он просто их делает и пусть что будет. Ревность и неуверенность в себе – страшные чувства, главное вовремя остановиться.
Фильм снят по рассказу Дэвида Константина «В другой стране» 2001 года. Его в первую очередь необходимо пропустить через себя и тогда вы поймете его истинный потенциал. Рекомендую эту ленту всем, кто дорожит семьей, вы почерпнете немало полезного, интересные мысли и размышления обязательно посетят вашу голову. Лента определенна сильная, пусть и с небольшими недостатками, как техническими, так и легкой недосказанностью, но это не должно стать препятствием, чтобы оценить эту жизненную историю. Прекрасные диалоги, актерская игра, неторопливые и монотонные события, все то, что мы так любим в европейском кино.
Призраки прошлого рано или поздно вернутся. А о чем жалеете вы?