К Майклу Бэю можно относиться по-разному. Можно любить, можно ненавидеть, но в одном сходятся все: баталист он отличный. И к нему настолько прицепился образ "Сейчас вот этот дом вертолёт взорвётся вот об эту инопланетную фиговину", что, кажется, это его самого окончательно доконало. В результате сначала вышли скучная до ужаса "Эпоха истребления", потом пытающиеся задушить зрителя количеством отсылок к мультсериалу вторые "Черепашки", а вот теперь вышло это. Бэя настолько всё достало, что он превращает пафос в цирк, спецэффекты в малоосмысляемую кашу (зато камеры IMAX и ни одного осмысленного диалога, угу), а самих гигантских роботов - в гиков.
Шутить над сценарием, сюжетом, и вообще фильмом бесполезно - потому что пятидесятилетний режиссёр сам только и делает, что этим занимается, причём настолько качественно, что иногда хочется включить фонарик на телефоне и посветить на билет, чтобы посмотреть жанр. Странно, слова "комедия" всё ещё нет, а шуток здесь больше, чем в предыдущих четырёх фильмах вместе взятых.
Логику в чём-бы-то-ни-было искать бесполезно, и вроде бы пора к этому привыкнуть, но не настолько же! Сам Бэй это понимает лучше своих зрителей, и сам двадцать раз от имени Уолберга произносит "Да какого чёрта здесь вообще творится?!". Мерлин-алкоголик, Артур-друг Трансформеров, Хэддок-Фокс (а что, так можно было?), Уолберг-Артур, Хопкинс - "клёвый чувак", а все роботы вообще съехали с катушек (кроме Бамблби, которого Уолберг сделал фактически бессмертным своим "апгрейдом"). Все персонажи несут чудеснейшую дичь, а больше всех дичи несёт сам Бэй, включающий пафосную музыку и сам же её вырубающий устами Хопкинса, который в свою очередь пародирует то себя образца "Вестерволда", то всех персонажей "Кингсмена" по очереди.
Это тот фильм, где не имеет смысла обсуждать актёрскую игру, не потому, что плохо играют, а потому что персонажей невозможно воспринимать серьёзно. Где не имеет смысл обсуждать визуальную составляющую, и не потому что мы всё это уже видели в предыдущих чертах и неожиданно "Стартреке", а потому что Бэй давно уже сам по себе показатель уровня качества этой самой составляющей. Не имеет смысла обсуждать музыку, потому что "ты-ды-дыщ", "бубух" и всё тот же саундтрек из первой части. Не стоит обсуждать физику, потому что это Бэй и потому что тут Уолберг может железякой блокировать удар десятиметрового и десятитонного робота, и нечего у него не сломается. Не имеет смысла обсуждать сюжетные твисты, потому что их тут нет. Да нечего здесь обсуждать, посмотрели, повосхищались, поржали - и забыли.
"Подождите, а как же Оптимус Прайм?!"- спросите вы. А у Оптимуса здесь ровно одна полностью проспойлеренная трейлером потасовка с машиной Сэма УитУики (с фамилией Сэма тут вообще дикий треш начинает происходить, ну да тут спойлер), одна пафосная речь (дань традиции) с последовательным полётом в закат (в прямом смысле) и чуть-чуть размахивания мечом в последней битве, причём Прайм, дерущийся 1-2-3-4 частях (во всех!) хуже противников (Мегатрон, Фоллен, Сэнтинел, Локдаун - один на один он проиграл им всем), здесь внезапно оказывается даже не на голову, а на размер Кайдзю шестого уровня круче всех противников. И всё, итого у Оптимуса из двух с половиной часов экранного времени минут десять с натяжкой.
То есть если вы хотите эпика, спасения человечества, драмы, крутых военных действий - то не надо идти на "Трансформеров", надо пересмотреть третью часть франшизы либо вообще ограничиться очередным трейлером "Игры престолов", в двух минутах которого больше эпика и драмы, чем в 150-минутном фильме целиком. А "Последний рыцарь" - это большая прощальная шутка от Майкла Бэя, который не сумел в очередной раз удивить зрителя масштабом, но сумел по-настоящему его повеселить.
Пятый акт, закрывающий пребывание режиссёра в робофраншизе, удался. Пусть и не так, как все ожидали. Один из самых предсказуемых режиссёров современности сделал по-настоящему неожиданный фильм.
Ваша Кэтти-бри