Ридли опять всем наврал. Он не просто не пошёл на поводу у фанатов, делая прямой приквел к оригинальному "Чужому", он сделал прямой сиквел "Прометея", добавив к проблемам последнего окончательно отказавшую логику у всех героев повально.
Вообще грустно сознавать, что происходит с продолжениями и перезапусками культовых фильмов и даже франшиз конца прошлого века. "Терминатор", "Робокоп", "Вспомнить всё", "Крепкий орешек" - список неудачных поделок можно продолжать, а вот по-настоящему удачных.... Ну, "Безумный Макс" был хорош. Трейлер второго "Бегущего по лезвию" пока радует. И... всё? Ну, давайте вернёмся к "Завету".
Итак, события происходят через несколько лет после "Прометея" и предшествуют произошедшей катастрофе на "Ностромо". Потеряв связь с "Прометеем", Земля посылает новую экспедицию на перспективную планету "Ориги-6", в этот раз - колонизаторскую, то есть помимо раздутого экипажа тут ещё пара тысяч людей в криокапсулах, и столько же эмбрионов. Но непредвиденная авария создаёт поломку, в результате которой местный Дэвид Уолтер поднимает экипаж, привет завязке недавних "Пассажиров". В процессе поломки один из вышедших за борт корабля астронавтов ловит сигнал с ближайшей планеты, который оказывается передачей одной из известных на Земле музыкальных композиций. Ну и зачем выполнять задание, лететь на "Ориги-6", ложиться опять в капсулы гибернации, если можно полететь и посмотреть "что там" - благо рядышком. Не, ну интересно же, а что с нами две тысячи гражданских - они же спят, подождут.
В общем, Ридли Скотт принял претензии фанатов слишком буквально. Хотите больше ксеноморфов - будут вам ксеноморфы. Хотите узнать ответ на Самый Главный Вопрос - откуда взялись Чужие - получайте. (Ей-Богу, Ридли, лучше бы ты не давал ответ на этот вопрос таким образом, я бы в неведении пожила). Хотите судьбу двух членов экипажа "Прометея" - да пожалуйста. Понравился Фассбендер - вот вам целых два. А Шоу, раз она показалась вам спорным заменителем Рипли, мы выпилим, и вместо неё засунем в фильм ещё больше пародирующую персонажа Уивер Дениэлс. Опять не подходит? Хорошо, в следующей части ещё раз актрису сменим, пока многострадальная Уивер не согласится вернуться в франшизу, сделавшую ей имя.
Фильм заимствует и сильные стороны "Прометея". Что там было? Красивые виды - имеются. Разная фауна и флора - имеются. Безответственность экипажа - ставим галочку. Только там они хоть для вида вышли из корабля в скафандрах, а тут даже замеры атмосферы не провели. Какие скафандры, зачем, воздух же! А микроорганизмы и болезни - да и шут с ними, прорвёмся, мы же бывалые космонавты, это же аж первая колонизаторская экспедиция в истории. Здесь в очередной раз проявляет зачатки разума сменщица Рипли - а может не полетим на эту непонятную планету, а может не пойдём туда, а может не будем разделятся, да пошли вы все. Остальным - по барабану, особенно отмороженному напрочь капитану (да, изначально он был заместителем, но такому человеку нельзя вообще доверять принятие решений).
Дальше - больше. Члены команды заразились чем-то? А давайте измажемся в их крови, запрёмся с ними в медотсеке, а потом, когда полезет первый Чужой, будем по очереди запираться с ним? Ну, весело же. Я наверное никогда не пойму логику девушки, сначала запершую коллегу в отсеке с Чужим, а через пять минут, когда ту уже сожрали, снова туда полезшую. Это у меня что-то не так с головой?
Встретили источник сигнала? Будем ему верить во всём! Он же такой же как мы, он не будет нас обманывать, зачем ему это? Садимся на планету? Обязательно через бурю чтобы адреналина побольше, и подальше от источника сигнала, больно погулять хочется.
Нас предали? Разделяемся! Так больше шансов найти монстра. А то, что до этого он перебил половину экипажа, это чёрт с ним. Нагнуться над стрёмным яйцом по предложению малознакомого андроида? А почему бы и нет, ведь тот заверяет что это безопасно! Какая там "космическая кобра", этот эпизод уверенно уделывает все нелогичности "Прометея" целиком.
Ну и твист в самом конце. Дениэлс, ты же умничка, у тебя у одной в команде есть мозги. Почему бы не проверить самую очевидную версию того, как произошло столкновение с последним в фильме ксеноморфом? Видимо, идиотизм заразителен, а персонаж Уотерсон провёл слишком много времени в замкнутых помещениях с коллегами.
Страшно ли смотреть? Нет, нет, и ещё раз нет. Но зато интересно разглядывать самих Чужих, которых тут наконец-то показывают во всей красе, благо технические возможности не чета 1979 году. Все эти ксеноморфики, ксеноморфы и ксеноморфища завораживают. Пусть и не один из них по-настоящему в своей смертоубийственной опасности не убедил.
Музыка? Отсутствует как класс на протяжении девяти десятых ленты. Оператор? Терпимо, но иногда всё-таки слишком много трясущихся кадров, хотя меньше, чем в предыдущих "Чужих". Актёры? Фассбендер безупречен, все остальные - массовка уровня второго плана в сериале "Супергерл", а Уотерсон выделяется только наибольшим экранным временем и нормальным ходом мыслей. Но до Уивер образца 1979 года ей, как харизме Юрия Гальцева до Тома Круза.
Бытует мнение, что Ридли Скотта всегда интересовала религиозная тематика. Это показывают многие последние работы режиссёра, этим пронизан и "Завет" и в меньшей степени - "Прометей". Все эти мелодии, картины, разговоры об искусстве и нашем месте на земле. И с точки зрения Вселенной он, как её создатель, имеет полное право снимать всё, что сочтёт нужным и как сочтёт нужным. Режиссёр достоин уважения за свой вклад в кинематограф, а особенно - в рождение одной из самых известных хоррор-франшиз, но не стоит забывать, что снимаются фильмы с бюджетом в сто десять миллионов всё-таки не для себя одного. А фанатам первого "Чужого" и девяноста пяти процентам обычных зрителей плевать на религиозную составляющую фильма. Выпустил бы расширенную версию с этими бесконечными трибьютами Цицерону, Прометею и прочим революционерам-психопатам, и всё остались бы довольны. В конце концов, недавно все посмотрели "Исход: Цари и Боги", сколько можно уже?
Если рассматривать фильм как аттракцион и забыть про полную нелогичность происходящего - он хорош. Если как исключительно авторский проект с глубоким религиозным подтекстом, музыкой Вагнера, искусством Да Винчи, кучей аллюзий и отсылок к другим фильмам - он шедеврален. Но как фильм из любимый нами хоррор-вселенной он откровенно не удался. Будь на месте всей команды "Завета" хотя бы треть экипажа "Ностромо", возглавляемая Рипли - Дэвиду с его хитрыми планами и ксеноморфами пришёл бы быстрый конец. Хотя посыл - "вы сами породили свою гибель" - несмотря на банальность, внушает. Как-то так человечество себя однажды и прикончит.
Ваша Кэтти-бри.
P.S. Ах да, отдельных "аплодисментов" заслуживают действия "высшей расы", являющиеся продолжением той двухминутной склейки от Ридли между "Прометеем" и "Заветом". Наши создатели определённо сумели создать вид, существенно превосходящий их в интеллекте.
P.P.S. Только не надо ещё одного фильма между "Заветом" и "Ностромо", пожалуйста. Фассбендер прекрасен, но Дэвид уже достал. Уж лучше бы вся куча фильмов, которая у Ридли в голове, будет о событиях после первых двух фильмов. Иначе никакой сценарий Бломкэмпа при режессуре Кэмерона франшизу не спасёт.