Космос. Мрак. Пустота. Неизвестность. Тишина. Космос всегда был близок для людей, он привлекал и завораживал загадочностью и неизвестностью. Но при этом остаётся и сегодня так же далёк от понимания и его покорения. Нам, как начинающим освоение космоса, первопроходцам ещё многое предстоит узнать и понять, а что-то даже изменить в своём мировоззрении. Античные учёные уже в давние века научились наблюдать и следить за звёздным небом, сделав при этом множество открытий. Мореплаватели ориентируются по звёздам, и по сей день, пользуясь звёздными картами, которые известны нам и сейчас. А календари, известные тысячи лет назад, остаются основным источником времяисчисления. Очень многие науки и познания тесно связанны с космосом. А ведь не так уж и давно, а точнее полвека назад, мы лишь начали делать свои первые неуклюжие шаги для его покорения. Запустили первый спутник, отправили первого человека и вернули его живым назад, высадились на единственном спутнике планеты и создали свою станцию над нашими с вами головами, постоянно болтающуюся где-то там, в пустоте и холоде космоса. Но что мы так и не узнали, есть ли где-то там во мраке другая разумная жизнь или мы единственные во вселенной, столь огромной, что невозможно и представить.
Эти тайны попытались приоткрыть и расширить сотрудники, сейчас хорошо известной, компании BioWare и при участии знаменитой Electronic arts. После масштабного успеха Star Wars Knights of the Old Republic, которая расширила мифологию на события и персонажей. Биоварам был открыт доступ к созданию своей вселенной, с раскрытием своего творческого потенциала без ограничений, а не как под руководством LucasArt, чего они не могли никак упустить. Если вы знакомы с вселенной Mass Effecta, то вы просто обязаны знать человека, подарившего нам сюжет основной завязки всей серии – Дрю Карпишина. Под его руководством невзрачная, местами проблемная, плохо оптимизированная и иногда непонятная геймлеем игра первой части 2007 года, получила отличный сюжет с мрачной завязкой и загадками на каждом шагу, завоевавший престижные награды для игры. Его руке принадлежит сюжет и второй игры серии, вышедшей в 2010 году. В которой уже все аспекты графики и геймплея были на высшем уровне, а сюжет стал грамотнее и мрачнее, и несколько романов, рассказывающих о самом неоднозначном персонаже Призраке, его организации «Цербер» и предысторию Сарена, с которыми, к сожалению, я так и не ознакомился. Для фанатов серии были предложены и новеллы в виде комиксов, продолжающие или дополняющие нить повествования. Но работал он в кооперативе со многими другими сценаристами, прорабатывая вселенную сообща. Работа была продолжена в уже знакомом жанре - RPG с элементами шутера, и превратилось всё в космооперу. Взяв из лучших основоположников и продолжателей фильмов про космос, всё только самое лучшее по крупицам, соединяя всё в тонкую нить, по которой мы идём в ходе сюжета всей трилогии, ни разу не спотыкаясь, но изредка пошатываясь, по моему мнению.
Властелин уничтожен, а вся вина легла на гетов, но Жнецы ещё где-то там, в тёмной и недоступной части космоса. Они знают, они готовы, они идут. Цикл должен повториться… Находясь на патрулировании в космосе, Нормандия Шепарда неожиданно подвергается атаке неизвестного и мощного корабля. Спасая экипаж, герою не удаётся спасти себя, и при виде красиво разлетающейся на части SR-1 на орбите планеты, герой погружается в её «объятия» и … погибает. Неувязка, правда, в начале игры!? Но нет, спустя 2 года и упорную работу организации Цербер, которая являясь радикальной и признанной террористической, хочет господства и признания человеческой расы, как равной. Тело Шепарда восстанавливают методично и не спеша, в проекте под названием «Лазарь», сумев обмануть Серого посредника, нашедшего тело для неизвестных, и с помощью со стороны им удаётся выкрасть его у него. Ведь её главе Призраку нужен именно настоящий капитан, а не его копия… После воскрешения ему сообщают, что за время его отсутствия кто-то похищает целые колонии людей на разных планетах, и предполагает, что это Коллекционеры, скрывающиеся за ретранслятором Омега-4, за который ещё никому не удалось проникнуть и вернуться обратно. Кто они и откуда взялись, никто доподлинно не знает, но известно одно – они собирают редкие, ценные и старые предметы по всей галактике. Таинственная фигура предлагает ему новый корабль и лучшего пилота Джокера, из старой команды, который остался никому не нужным в Альянсе. И выбор для набора новой лучшей команды для Суицидальной миссии, о которой Призрак пока ничего не скрывает, из числа людей и инопланетян. Выбора нет, есть только удача и верные боевые товарищи, которые помогут нам в выполнении столь сумасшедшего и безрассудного задания.
"Спасение тоже имеет цену. Судите нас не по тому, как мы действуем, а по тому, к чему стремимся" - Призрак
"Слова ничего не значат, пока не превратишь их в поступки
Миссии основной сюжетной ветки, вы не поверите, состоят из нескольких заданий. Да, да, вы не ослышались, всего несколько больших заданий. Но строится и вертится всё исключительно вокруг набора команды, сбора сведений о противнике и поиска способа попасть за таинственный ретранслятор. Вербуйте любыми способами, которые только вы сочтёте нужными. Восстановите статус спектра и пресекайте преступность, открывая необходимые ресурсы для нашей миссии. Ищите помощи во всех уголках галактики, которую могут предложить многие, но, конечно же, не просто так… Какой способ выбрать и каким путём пойти опять решать только нам. Отправьтесь в опаснейшее приключение, чтобы выяснить и помешать планам Коллекционеров. Обнаружив при этом правду, от которой каждому из команды станет по-настоящему страшно, и принять которую будет очень нелегко.
Шепард - после эпохального сражения за Цитадель и вложившего основной вклад в борьбу против гетов, становиться почти легендой для многих бойцов и жителей Галактики, которого или хотят убить, или поблагодарить. Он первый спектр человек и его имя теперь точно что-то значит и везде узнаваемо.
Помимо уже известных соратников Шепарда:
- Джефф «Джокер» Монро – пилот, прошедший академию Альянса с отличием, при этом, страдающего врождённым синдромом Вролика (хрустальный человек). Душа корабля и её команды. "Я не доверяю никому, кто зарабатывает больше меня".
- Кайден Аленко (Эшли Вильямс) – оба бойцы и талантливые солдаты, готовые до конца пойти с нашим героем, но обладающие явной истерией и недоверием ко всему, что связанно с Цербером. А также проблемы с самоопределением.
- Гаррус Вакариан – один из моих самых любимых персонажей, турианец, преданный и методичный, бывший следователь СБЦ, любящий постоянно что-нибудь откалибровать. Которого можно будет встретить на Омеге, более серьёзного и обеспокоенного, который пытался смириться с гибелью друга своими способами. "Когда не можешь поступить правильно — поступай хорошо".
- Тали Зора вас Нормандия – называю её последнее имя, так как вспоминать и упоминать все её имена дело не из-простых. Кварианка мигрирующего флота, суровые законы отправляют всех совершеннолетних в паломничество, чтобы доказать свою значимость во флоте, принеся ценность и исследуя при этом галактику. Прекрасные познания в инженерии делают из неё отличного техника, а преданность и упорность хорошего друга. "Кила`Селай"
- Урднорт Рекс – харизматичный и убийственный кроган, доблестный и совестный воин, который является «дико доставляющим» для меня, в данный момент правит и налаживает дела на родной планете Тучанка. Свиреп, яростен и неостановим, но если поладите с ним, поймёте какой он на самом деле «милашка». Из его цитат можно и хорошую книгу издать: "Не пойму, как одетая женщина может быть привлекательней, чем раздетая" а также "Шепард, мне нравится, как ты переделал "Нормандию", а то старый грузовой трюм мне уже поднадоел. Всё ещё нет иллюминатора, как у Лиары, но уже лучше. Ну, может это потому, что я плохо целуюсь". И Лиара Т Сони – милая и юная азари ксеноархеолог, являющаяся самым желанным и притягивающим к себе романтическим интересом, помогая другу, она теряет связь с Фероном и теперь первым делом должна ему помочь, даже не смотря на личную просьбу Шепарда. Как и для многих игроков, стала для меня самым близким персонажем. "Ох, богиня". Но они, к сожалению, отошли на второй план и больше не являются нашими компаньонами, с ними можно стало только взаимодействовать и общаться на определённых этапах игры (если вы одного, из них не угробили).
Появились новые и не менее интересные персонажи:
- Грюнт - кроган, выращенный из пробирки, но не менее экспрессивный экспонат, чем Рекс, вобравший в себя все, так понравившиеся мне, черты кроганов – буйство, ярость и чувство юмора. "ХЕ ХЕ ХЕ" в любой ситуации.
- Юстицар азари Самара – строгая и бескомпромиссная, она есть закон и правосудие.
- Тейн Криос – дрелл, наёмный убийца, при том, что глубоко религиозен и искренен с окружающими, а главное с самим собой. Искусный воин и опытный боец для своей расы. Самый располагающий к себе убийца, которому не чуждо чувство совести: "Аманкира. Повелитель Охотников. Дай мне точности, твердости моим руками и скорости моим ногам. И если случится худшее, даруй мне прощение..."
- Джек – сильнейший биотик, но психически неустойчивая дама. "Смерть есть смерть. Хороших способов умереть не бывает"
- Заид – жестокий наёмник, которому заплатили за участие в миссии.
А также сотрудники Цербера:
- Джейкоб Тейлор – солдат-биотик и бывший морпех, по мне слишком угрюмый.
- Мордвин Соул – саларианец-учёный, немного певец, не обременённый талантами убийцы, но при этом ценящий жизнь, причастный к повторному применению генофага, за что и винит себя. Его песня с энциклопедическими и вокальными данными лучшее его качество.
- Миранда Лоусен – сексапильная брюнетка и глава нашей компании вне боя, генетически улучшенная во всём до совершенства.
- Вместе с инженерным составом и довольно очаровательной доктором Чаквес.
- А также Касуми Готто – воровка, способная помочь в нашей миссии.
- Легион – гет, являющийся полноценной личностью, готовый и решивший добровольно присоединиться к нам.
Наличие огромного количества персонажей сопартийцев, не останавливается только на их численности - характер, история, поведение и их мотивы, всё обоснованно и тщательно прописаны в игре. Они интересны, обаятельны, притягательны, словно перед нами живые люди, к которым мы постепенно и надолго привязываемся. Появилось и нововведение, выполнение миссии на их лояльность к нам, наше право выполнять его или нет, выбор всегда за нами, но не забывайте - последствия будут при любом исходе. Окружающие нас второстепенные персонажи, также могут нас несказанно удивить и обаять. Ария ТиЛок – правительница и хозяйка Омеги, строгая и решительная. Призрак – личность, окружённая одними лишь загадками, но своими рассуждениями, способен заставить поверить любым его словам. Офицер Бейли, Андерсен и адмирал Хакет – по-прежнему полагаются на нас, даже после воскрешения Цербером, но командование не разделяет их мнения. И конечно же «мощнейший» биотик во всей вселенной волус – когда то он был простым смертным, но потом всё изменилось и он стал богом биотики, самая незабываемая и весёлая сцена из игры, которая просто въелась в мой мозг и сейчас вспоминается с теплотой… Основывайте свою миссию и отношения с командой на дружбе и преданности или же действуйте грубо и непристойно, жертвуя людьми и идя на любые поступки, чтобы добиться результата, выбор по-прежнему за нами. Любовные интересы же не потерпели особых изменений и дают на выбор почти всех представленных сопартийцев в зависимости от вашего пола. Заромансите красотку совершенство, застенчивую кварианку, методичного и верующего дрелла, мужеподобную и грубую Джек, поющего и весёлого саларианца и всех остальных. Главное не пере утрудиться…
Кто начал своё знакомство со второй части, коих было множество, для них был сохранён и доработан - кодекс. В котором можно найти любую интересующую нас информацию. Не знаете о Войне первого контакта, восстании гетов на Раннохе, о Гетах, генофаге, ретрансляторах, звёздных системах, древних цивилизациях, рахни, протеанах и их маяках, Сарене, спектрах, Совете Цитадели и её истории – обязательно загляните и углубитесь в историю, которая так искусно проделана. Здесь можно и подробнее узнать о расах населяющих Млечный путь. Азари, кварианцы, турианцы, кроганы, волусы, элкоры, ханары, дреллы, батарианцы, ворка, яги, изучив попутно их истории. Узнать больше о биотических способностях и имплантах, родных планетах рас и пути их зарождения, как работают устройства на эффекте массы и что такое этот самый эффект. Который гордо именует игру. И многое другое, изучайте, исследуйте и открывайте.
Чем так впечатлила всех игра – так это колоссальным выбором способов прохождения игры. Шепард стал олицетворением храбрости и геройства, на которые он идёт исключительно под нашим выбором. Нам даётся на выбор пол, внешность, история нашего героя, класс сражений (от которого будут зависеть ваши навыки боя и их стиль) и его недавний неполный путь из прошлой игры. Но есть большое но, если вы уже ознакомились и прошли прошлую часть, все наши выборы, жертвы и решения, влияющие на сюжет, перенесутся и в эту часть, редкое явление, за которое разработчики получили глубочайшее уважение, проработав так много сюжетных решений и ходов. Механика стрельбы поменялась, теперь перегрев сменился охладительными зарядами, ставшими подобием обоймы. Перестрелки стали плавными и приятными для управления, более проработанными и усовершенствованными в отличие от ужасных и корявых первой части. Наши способности теперь напрямую зависят от класса – биотика, технические навыки и особые патроны распределяются от нашего выбора. Ветка развития стала меньше, но не потеряла своего шарма, став более лёгкой и простой. В игре теперь при ведении боя появилась тактическая пауза – очень полезная вещь при планировании атаки и применении способностей для нас и 2 бойцов отряда. Пропали так надоедавшие игрокам лифты, в которых мы проводили большое количество времени, загрузки уменьшились, мир и галактика стали обширнее и при этом живее, но уменьшив при этом свободный доступ и высадку на любые планеты.
Путешествие по галактике дополнилось поисками ресурсов для улучшения корабля, биотических способностей и вооружения, путём сканирования планеты, при котором можно попутно изучить историю и описание данной планеты. Бороздите космос в мини игре, перемещаясь в нужное место для нас на карте. Осталось и главное украшение – масс ретранслятор, при помощи которого можно попасть в любой уголок галактики, красивый и таинственный, созданный очень давно и неизвестно кем. Помимо величественной Цитадели, свободной для посещения, нам открылось нечто зеркально похожее на неё – станция Омега, ареал обитания космического «сброда» и беднейшего населения галактики. Изучайте все уголки данных мест, свободно перемещаясь в них, подслушивая при этом разговоры, получая тем самым небольшие квесты (только потом пойди, разберись, у кого вы их взяли), изучая ассортимент магазинов, купив оружие или же любую безделушку (при наличии денег покупал всё, но не знаю для чего). Осматривайте каждый закуток, общаясь при возможности с их обитателями, собирая при этом нужную нам информацию. Эти места являются полной противоположностью друг друга, так что аккуратней со здешними обитателями. А также небольшая планета Иллиум - являющаяся красивой футуристической торговой колонией Нос-Астра азари, по красоте и масштабам, только лишь чуть, уступающая самой Цитадели.
Система диалогов на протяжении трилогии множество раз перерабатывалась и дополнялась, но оставалась приятной и понятной – несколько вариантов ответа собеседнику в нашей выбранной форме и нейтралитет, а также, влияющие на дальнейшие события, варианты, открывающие дополнительные решения при разговоре, речи героя и ренегата, если имеется достаточное количество очков. В ходе дискуссий или действий нам иногда также дадут выбрать, при появлении определённого знака морали, действие, которое приведёт к тому или иному поступку. За каждые наши поступки и речи присуждаются очки геройства или ренегата, отвечающие за моральный выбор принятого решения, влияющие на отношение с нашей командой и окружающими, а также дальнейшие поступки. Постоянно выбирая свои действия и диалоги, мы формируем характер, мотивацию, отношение к себе, создавая моральный облик нашего героя. Но самое главное – мы двигаем и развиваем сюжет лично, все принимаемые решения будут учитываться в тех или иных ситуациях, влияя на ход всех событий.
Нам по-прежнему принадлежит наш новый старый друг – корабль Normandy SR-2, полностью переработанный интерфейс, даёт нам шанс взглянуть на него по-новому, со стороны Цербера в чёрно-жёлтых цветах. Дополнением стал искусственный интеллект EDI или Сюзи, которую наделили умопомрачительным и потешным юмором, она поможет нам в освоении нового корабля и его управлении: "СУЗИ: Органики не видят угрозы в этой платформе. И не увидят, пока не настанет мой час! Шепард: СУЗИ... СУЗИ: Неужели я сказала это вслух?". Внутренние убранства изменились и пополнились новым пространством для команды, но был убран грузовой трюм, что немного опечалило. Но старая SR-1 не забыта. В небольшом дополнении нам дадут шанс, изучив обломки, вспомнить трагическую историю крушения и помочь отыскать жетоны наших погибших и пропавших товарищей, водрузив обелиск памяти. Больше не выдастся шанса прогулки на Мако по планетам, заменив его на нечто похожее - не столь запоминающийся «паритель» М-44 Молот, и при том раздражающий при поездках больше, чем иногда глючивший вездеход. Но не мечтайте просто покататься вдоволь и с удовольствием на нём, только задания и только в определённых местах, ничего больше на выбор нет.
Заметно изменилась и графика игры. Значительное улучшение старого движка Unreal Engine и огромная проделанная работа, позволили зримо улучшить и преобразить графику в игре. Детализация стала более проработанной, тени и окружения более чёткими, картинка плавной и не напрягающей. Кат сцены теперь кинематографичны и разнообразны, сделанные технически грамотно и интересно с точки зрения операторской работы. ИИ противников особо улучшился и не в нашу пользу, больше стратегии, обдуманности и мозгов - вот что добавили им и чего так не хватало ранее, но прежняя сложность при этом, для меня, исчезла. Физика тоже заметно обновилась и улучшилась. Игра просто преобразилась до неузнаваемости. Саундтрек к игре стал одним из лучших своего времени, а в купе с трейлерами приобрёл потрясающее оформление и стилистику.
Компания Electronic Arts не была бы собой, если бы не ввела огромное море платного контента. Дополнительное оружие, броня, 2 новых напарника с миссиями на лояльность, миссии «Молота», сменная одежда. Но если такие мелочи могли остаться незаметными, то два отличных дополнения точно нет:
∙ Логово Серого посредника – бодрая и напряжённая миссия, где нашим компаньоном стала уже известная нам доктор Лиара Т` Сони. Выясните, кто является самым опасным и лучшим торговцем информацией, узнайте его мотивы и цели, и как он связан с Коллекционерами. По моему мнению, одно из лучших DLC всей трилогии.
∙ Прибытие – приоткрывает завесу, являясь главным связующим звеном между 2 и 3 частью. Вы узнаете и помешаете планам вторжения древних машин, но какова цена вашего поступка и стоил ли он того…
Культовость и огромный вклад в развитие игровой индустрии трилогия о космосе внесла. Мифологию и детали проработала на высочайшем уровне. Клише и его присутствие иногда попросту не замечается и теряется под столь сильной сюжетной историей. Грамотное использование персонажей, продуманное по аспектам развитие истории нашей галактики, главный герой и единственная надежда на спасение, отчасти научная концепция построения звёздных путешествий, продуманность и идея (хоть и заимствованная из книги) самой Цитадели - заслуживают пристального внимания и огромной похвалы для создателей. Игра, состоит и развивается из наших действий и выбранных поступков, давая игрока возможность взглянуть на историю подо всеми ракурсами и со всех сторон, и даёт шанс получить ответ на заветный вопрос, а что если бы...? Ведь выбор за нами. Все кто однажды прикоснулся к этому чудесному произведению, ещё не скоро светит позабыть его и отвязаться от наплыва тёплых воспоминаний и светлых чувств. А только лишь поработит и сделает вас своим поклонником навеки, заставляя, как меня, иногда перепроходить многие разы уже знакомый сюжет и историю, возвращаясь на родную Нормандию и колоритную Цитадель.
«Меня зовут командор Шепард, и это лучшее место на Цитадели»
"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это самый легкий, и путь опыта - это самый горький"
«I should go»