Утер Пендрагон — благородный Король Британии, над которой нависли тучи царствования тёмного мага Мордреда. Но настоящая угроза кроется в родной крови, ведь брат Утера, Вортигерн, намерен свергнуть короля, убив, к тому же, его жену и наследника — маленького Артура. Последнему удаётся сбежать, отплыв в опасном одиночестве вниз по реке к берегам города Лондиниум, где его находят служительницы борделя. Росла сила и власть Вортигерна, рос и Артур. Наступил день, когда пришла пора исполниться пророчеству, гласящему: воды падут, обнажив меч в камне; доставший его и есть истинный король Британии.
Так начинается история об Артуре, так начинается этот фильм. Но так заканчивается традиционное предание, переростая в пересказ старой знакомой легенды отнюдь не традиционным языком Гая Ричи. Стоит отдать ему должное, он не почивает на лаврах раннего успеха, пробуя себя в новых жанрах и приводя каждый из них к общему знаменателю своего фирменного стиля. Снять подобный эпос наверняка для Ричи было вызовом, от которого он не отступил, сняв действительно что-то своё и выделяющееся, но оставшееся достаточно зрелищным и захватывающим, чтобы найти своего зрителя.
Фильм довольно прямолинейный не в смысле формы, но содержания. В нём трудно найти даже намёки на глубинные посылы, кроме просматривающейся в каждом значимом и не очень для сюжета деянии персонажей идеи самопожертвования ради какой-то большей и лучшей цели. Это история о герое и окружающих его людей, которые его таковым делают. Любая победа, даже победа легендарного героя, делается совместными усилиями, здесь это показано хорошо. Отвлекаться от всего этого просто не на что, здесь нет ни дружбы, ни любви, лишь слепая вера в своего короля и история его становления. С другой стороны, зритель, собственно говоря, ради Артура в кино и пошёл.
Вот прямолинейности формы нет и в помине. Темп фильма невероятно специфичен. Ещё до просмотра я прочитал, что из этого фильма вполне можно получить два-три других. И уже после приблизительно тридцати минут работы проектора кинотеатра с этим было нельзя не согласиться. Можно сказать, что такой способ повествования ужасен, можно восхищаться аутентичностью режиссёра, но сойтись во мнении, что это нетипично для массового кино, а любая нетипичность вызывает, как правило, две реакции: неприятие или симпатию. Лишь лично приобщившись можно составить своё по этому поводу мнение. Лично я восхищался и восхищаюсь, но проблему для себя нашёл. Такое экспериментирование над фабулой и попытки обойти тропы привело к тому, что события не подводятся к логической концовке. Финальная битва застаёт врасплох, к ней абсолютно ничего не подводит. Последующее сглаживает это чувство, но оставляет лёгкую неудовлетворённость и желание увидеть продолжение.
Фильм красив в плане отображения мира, зверьё показано хоть и скудно, но достаточно впечатляюще, чтобы даже полуминутное появление оставляло отпечаток. Пейзажи запомнятся лишь тренированному глазу, слишком бешеная смена кадров не даёт насладиться каждой картинкой в отдельности, потому будет особенно интересно пересмотреть всё это дело после выхода картины на физических носителях. Но даже так есть чему радоваться глазу. А уж ушам для наслаждения полный простор, музыка играет важную роль в поддерживании зрителя в напряжении и помогает полнее воспринимать происходящее на экране. Пембертону удалось затронуть мелодии эпических битв, стремительных погонь и как-то даже резонировать с казалось бы сугубо визуальным "стилем Ричи".
Персонажи получились довольно живыми и хоть никто не прописывал жизненную историю каждого из них, все они индивидуальны и способны запомниться как мал бы их вклад в происходящее на экране не был. Но так как большинство из них никаких других отношений с главным героем не имело, кроме как "ты наш король и мы готовы за тебя умереть", выделять кого-то в принципе нет смысла, хоть там и присутствуют знакомые и довольно фактурные лица. Упомяну лишь Кэти МакГрат по той простой причине, что она играла Моргану в не очень известном, но довольно приятном сериале "Мерлин", так что её появление стало согревающим душу бонусом.
Маг в исполнении Астрид Берже-Фрисби запоминается хотя бы потому, что она, ну, во-первых, маг, а во-вторых, сама довольно харизматична, что отчасти помогло ей создать небольшую (очень), но заметную химию между Магом и Артуром.
Джуд Лоу в роли Вортигерна невероятное достояние картины, сценаристы сделали его просто исчадием преисподней. Его природное обаяние и актёрский талант делают его жемчужиной любого проекта, в котором он участвует, здесь это не только не исключение, но скорее яркий пример.
И, конечно же, Чарли Ханнэм в роли Артура. Хоть он далеко не на вершине актёрского мастерства и лезть ему ещё до туда долго, образ героя он примерил на себя с успехом, а образ лидера является не более чем производной роли Теллера из "Сынов Анархии", что в принципе вполне могло помочь ему эту роль и заполучить. В итоге у него получился свой Артур, выросший на улицах и в буквальном смысле ставший героем из грязи. За королём Ханнэма идут люди и в это верится, что по одной известной системе и есть единственная похвала.
Суммируя все детали мы получаем целостное полотно, которое однозначно выделяется на фоне однотипных блокбастеров, но которое не лишено проблем и поводов для претензий. Кому-то одной новизны может быть недостаточно, а недочёты будут резать глаза, а кто-то просто откинется в кресле и насладится ещё одной качественной работой Гая Ричи и очередной экранизацией знаменитой истории об истинном короле — короле Артуре.