Ну всё, приехали! Это финиш, господа. Полный и беспросветный.
Сидя на сеансе, я изо всех сил пыталась понять, что же в этом фильме не так, за что его так все ругают, почему у него ничтожный рейтинг на "Томатах"? Ответ на этот вопрос не получается найти даже тогда, когда по экрану ползут строки титров под бодрую музыку Дэниэла Пембертона. Если очень коротко и без подробностей: актёрская работа хороша, может, за исключением Чарли Ханнэма, который под конец выдохся, операторская блестящая, фирменного юмора Гая Ричи навалом, причём действительно хороших шуток на грани фола, а не юмора условных "Стражей Галактики", где зачем-то начались шутки про пенисы и газы. Да, можно быть недовольным достаточно линейным сценарием и сюжетом, упирающимися в короткую формулу "Ты меня породил, так что сам виноват", можно быть недовольным выбором актёра на главную роль, но вы в самом деле ждали от легенды о Короле Артуре сюжетных поворотов уровня первых сезонов "Шерлока Холмса"? Полно, история об Артуре давно известна даже маленьким детям, и сколько ты её не переосмысливай, в конечном итоге всё равно получится мальчик, выросший на улице, злобный дядя-король, верные друзья-рыцари Круглого стола и пошло-поехало. Так что если вы любите Ричи, то забудьте о критике - и бегом покупать билеты в ближайший кинотеатр. Своему стилю маэстро не изменил.
История, как уже сказано выше, вам известна. Злой брат короля (Джуд Лоу) узурпирует трон, а Артур чудом спасается. Вырастает в трущобах во внушительного мужика и жил бы он себе и никого не трогал, да вот в опустевшем русле реки показался меч его отца, и он, проходя обязательную процедуру "ну-ка возьмись за меч двумя ручками и потяни на себя" неожиданно для себя его вытягивает. Ну и всё завертелось.
В актёрах всё отлично - сколько бы не ругали Ханнэма за то, что он не соответствует статусу звезды, которая может в одиночку потянуть фильм, это здесь и не нужно. Можно вдоволь пофокусироваться на его персонаже, а когда он зрителю надоедает, показать то несравненного Джуда Лоу, которого в конце немножко слили (смотревшие, кто-нибудь понял зачем он в конце фильма принёс жертву, если всё равно проиграл?), то воскресшую из небытия неожиданно сильную Астрид Берже-Фрисби (это та русалочка из 4-х "Пиратов"), то Эрика Бана и Эйдена Гиллена, который снова попал в мир подобный "Игре престолов". И никто не переигрывает, все стараются попадать в образ и попадают в него.
Фирменный юмор Гая Ричи здесь выходит на новый уровень. Забудьте "Агентов А.Н.К.Л."! Здесь персонажи шутят в самых неожиданных ситуациях и самым неожиданным образом. Разумеется, никакого низкосортного юмора, друзья, это же Ричи.
Неожиданно хороша операторская работа - за постоянными небанальными решениями наблюдать одно удовольствие. Фильм то играет со зрителем рапидами, то показывает битву с постановкой уровня третьего "Властелина колец", то уверенно уходит в такую визуальную дичь, что даже и сравнить не с чем. А то и вообще даёт урок всем режиссёрам на тему: "как показать становление героя за три минуты таким образом, чтобы у зрителя рты пооткрывались" Ну или приключение в лесу, которое вообще похоже на клип рехнувшегося подражателя Снейдеру.
Кстати, о подражателях. В фильме "Кингсмен" главный герой произносит на титрах фразу "Мерлин, вы маг!". Так вот, здесь Ричи росчерком пера превращает Мерлина в третьесортного персонажа, который мельком упоминается, а главным магом делает самого Вортигерна, который небанально ей пользуется. Хотели переосмысления, вот вам! Артур теперь - не великолепный каноничный мечник, а фееричный политик, решениям которого можно аплодировать до стирания ладоней в кровь. Хотели разрыва шаблонов? Артур сломает вам мозг своими гангстерскими замашками и абсолютным наплевательством на своё королевство. Отошли? А теперь он подружится с гигантской рептилией величиной с экскаватор и пойдёт в одиночку брать замок - вам всё ещё кажется, что это банальная история о легендарном англичанине?
На уровне и музыка - настоящая средневековая, своими мотивами навевающая чем-то шотландским. Пембертон тут хорош, хотя они с Ричи ещё в "Агентах" подружились.
Создаётся впечатление, что Ричи решил снять свою "Игру престолов", и делает это уверенно, ничего и никого не страшась. Ему наплевать на критику, он точно знает, чего ждут от него его фанаты и не подводит их. Он снимает своё настоящее, авторское средневековое кино, которое даст огромную фору всяким "Седьмым сынам", "Ноям", и уж тем паче всяким древнегреческим экранизациям вроде "Битвы Титанов". Гай Ричи выжал максимум из материала, истории и актёров.
В конечном итоге ведь именно этот маэстро и возродил жанр "авторского блокбастера", явив миру первого "Шерлока Холмса". Будет очень жаль, если на нём этот жанр и загнётся. Судя по сборам и рейтингам, через несколько лет с бюджетом выше пятидесяти миллионов долларов будут сниматься только кинокомиксы, мультфильмы и сказки. Ну и пара фильмов в год в рамках раскрученных франчайзов. За всё остальное студии перестанут браться, опасаясь рисков, связанных со сборами. Так что репертуар кинотеатров, уважаемые гурманы, очень скоро сократится. Вы этого хотели, господа кинокритики? А Ричи идёт своей, правильной дорогой. Ведь он знает, что дорога возникает под шагами идущего. И Дисней с его желанием сделать игровые экранизации все свои классические мультфильмы очень скоро в этом убедится.
Ваша Кэтти-бри