Свет в зал! Бильярдисты – к сукну! Аккордеон – давай! Мы – на сцене…
Налили…
– 100 грамм – не стоп-кран, дернешь – не остановишься…
– я не пьяница…
– Ага, такой иногда попадется, пить не будет из граненого стакана…
Скучный день, дождь стучится в окно,
Почему тебя нет, ты знаешь сама…
Ты знаешь, как я одинок…
– А почему бы не выпить брудершафт? У меня ведь была тяжелая жизнь…
Мне приснился сон: будто я – пьяница, по фамилии Ковальский, и что у меня дома стоит телефон… Мне приснилось, что я хотел бежать от своих дружков, бросить пить, но бежать ни от чего не удается… Страшно мучает этот сон… Страна, где надо много трудиться… но ведь это – только сон, в жизни такого не бывает…
– Эй, хозяйка, еще две водки, только быстро, а то в школу опоздаем…
– Что порядочные люди делают в 5 часов?
– Они возвращаются домой, работают, играют…
– Глупости! Повторяю вопрос!
– Пьют чистую водку в баре под орлом…
Великолепный абстракционист, художник до мозга костей, сюрреалист и провокатор страны советов, Войцех Хас прочно обживается в голове любого здравомыслящего человека – он – брат родной всех инакомыслящих, белых ворон, аутсайдеров и городских сумасшедших, потому что он – глашатай безумия и жизни ради сна, а если ты не согласен – добро пожаловать в вагоновожатые! Не самый известный режиссер на постсоветском пространстве, но и в европейском тоже. Его фамилию вряд ли услышишь из уст кинокритиков, даже польских, и побывать на ретроспективном кинопоказе его фильмов – это большая удача, поскольку Хас – это не говорящие головы, это великолепные кадры и прекрасный кинематографический язык… Фильм «Петля» - первый полнометражный фильм Хаса, возрожденный нуар, в котором режиссеру удалось остроумно, иронично и горько показать, что зло – банально, где каждый человек может стать проводником обмана, злословия, аморального и низкого, и человек, который надеется на призрачное, зыбкое для этого мира, похожее на сон, счастье, блуждая по лабиринтам улиц и своей судьбы, может вновь оказаться в начале своего пути…
– Я пью здесь всю свою жизнь, видел множество людей в трактире, ты даже себе не представляешь…
– И что хорошего?
– Из этого вытекает много хорошего (гладит ей ручки)
– О какой женщине я буду вспоминать, об этом знают те, кто все пропил…. А те, кто начинают, и понятия об этом не имеют… Водка – это истина, которую постигаешь слишком поздно…
Любопытно, что в фильме среди множества повторяющихся, наглядных, алкоголических сцен, попадается занятный кадр, где главный герой собирает разбитое стекло от картины – эта сцена очень напомнила кадры из фильма «Паук» Кроненберга, возможно ли? Думаю – да! Эти фильмы переплетаются и схожестью сюжетных линий – повторение определенного жизненного мотива… Так же фильм может напомнить «Вечное сияние…» Мишеля Гондри, только наоборот, но в обоих фильмах – безумие исходит не от главных героев, а от окружающего мира, от которого нечего ждать, можно только скитаться под дождем и, возможно, по женщинам… И может быть удастся избежать неприятностей… И пусть главный персонаж – герой-алкоголик, но эта фигура наиболее колоритно говорит о том, что возвращение – вечно, только в случае с пьянством – оно очевидно и доступно пониманию – белые стены, окна без ручек, доктора…
«Я знаю, что я туда вернусь, что я выйду оттуда лишь для того, чтобы туда вернуться» – говорит персонаж-собутыльник в исполнении великолепного Тадеуша Фиевского… И эти монологи беспощадны, смертельно опасны для слабого героя Холоубека, приводят к черному финалу… Хас вещает с самого края пропасти, откуда не достанет никакой режиссер, фильм, подобно автору «Смерти Ивана Ильича», словно голос трикстера-насмешника, саботажника, который слева… Ни Спаситель, ни Контролер не могут обуздать киноязык, говорящий пророком в пустыне – я вернусь в комнату с белыми стенами, и окнами без ручек… И я не верю что в этом аду будет форточка…
В фильме показаны различные линии поведения главного героя – художника и скульптора Кубы Ковальского (Холоубек), которые объясняют причины, толкающие его к пьянству – это и раннее увлечение выпивкой, из-за которого у него не сложилась первая любовь, это окружение – которое в отличие от советской пропаганды, лишено всего возвышенного – каждый встречный не прочь выпить, даже унизив Кубу и затеяв с ним драку. Это сплетни, которые для небольшого Вроцлава становятся ярмом на шее городского обывателя. Это непреодолимая жестокость большинства персонажей, встречающихся на пути ранимого Кубы… Это непереносимость фальши – Куба не может слушать плохую музыку, его раздражает постоянно звонящий телефон, который невозможно выключить. Это толкает его снова на улицу, в бездну городских кварталов… Он не переносит ложь и встретив свою бывшую возлюбленную, силой отталкивает ее от себя со словами «Не хочу этих воспоминаний», поскольку они обжигают его…
И все это безумное действо разворачивается в абстрактнейших декорациях, невероятных мирошно-пикассошных скульптурах в мастерской Кубы, в сюрреалистическом, полуфашистском участке, из камеры которого слышны невероятные крики смиренного рубашкой, монолог сержанта: «раньше я был партизаном, а теперь, пошел милиционером, чтобы отбирать у вас пояса!» Сюр запредельный, здесь можно прочитать и раннего Бергмана с его гробами, и Бунюэль, и вообще столько волн, что хватит на всю скромную дальнейшую жизнь… Как и в более поздних работах, как в «Анне Карениной» Толстого, Хас говорит сразу о том, чего ожидать в финале – и сборщик бутылок, и опять-таки гробы для убитого на войне солдата, на незримой вечной войне, и граффити на стене напротив квартиры Кубы, застывшее время, адью, Шляпник! «7 Часов, я должен выдержать 7 часов, и потом я перестану бояться жизни…» Веничка Ерофеев, азм есмь…
– Даже если девушка останется, счастье все равно пройдет, если не бросит пить… Бедная дура, будет таскаться за ним по трактирам, оттаскивать от друзей…
– Откуда ты знаешь?
– Так всегда бывает….
Бедная Кристина…
Лузеры против пафоса, вранья и скуки…