Сегодня я хочу рассказать об одной из самых противоречивых игр за всю историю игропрома. Многим она нравится и они перепроходят её по нескольку раз подряд (я отношусь именно к этой категории людей), а многие в ужасе удаляют её после первых тридцати-сорока минут ознакомления. И вы, дорогой читатель, сможете заранее для себя решить, к какой категории относитесь, даже не смотря в Сети скриншоты или вырезки из прохождения "Альфа-протокола". Для этого вы должны ответить на один простой вопрос: ради чего вы любите игры? Ради сюжета и истории? Или ради графики и геймплея? Потому что один из этих компонентов реализован в игре на высший балл из возможных, а другой - едва ли дотягивает до оценки "удовлетворительно".
Здесь должен быть абзац про сюжет, но он будет ниже, а сначала надо рассказать, что такое Obsidian Entertainment (разработчик игры), и с чем его едят. Obsidian Entertainment - это второй KOTOR (Knights of the Old Republic). Obsidian Entertainment - это Neverwinter Nights 2. Если вам эти названия не о чём не говорят, я попробую переформулировать. Разрабы из "Обсидиан" - ребята крутые без всякой меры в плане сюжетных наворотов, но любой их проект славится тем, что в нём "много что не так", особенно это касается самой игры, то есть геймплея.
Итак, вы играете за некоего Майкла Тортона. В начале игры вы попадаете в суперсекретную шпионскую организацию "Альфа-протокол", быстренько проходите обучение (в том числе сами учитесь стрелять, прятаться, проходить головоломки), налаживаете контакты с будущими (ой, спойлер!) врагами, и идёте выполнять скучнейшую трёхчасовую миссию в Саудовскую Аравию. Ну хорошо, не идёте, а летите, хотя лучше бы пешком туда шли, чем играть в этой скучнейшей локации, где везде песок и неубиваемые враги, включая босса-броневика. Ваша цель - найти украденные террористами ракеты, но, вот незадача, когда вы их находите, кто-то запускает другую ракету уже в вас, планируя уничтожить вас вместе с уликами. Разумеется, вы выживете и всю игру будете разбираться, кто это такой нехороший решил нас убить и зачем.
Геймплей - абсолютно корявый, худший из возможных. Графика уровня года эдак 2005-го (напомню, игра вышла в 2010 году), а играть - скучно. Есть древо навыков, при этом лучше сразу определиться, в стиле кого из шапки этой рецензии вы будете играть. Если в стиле галантного Бонда - учите технические навыки, которые позволят легко взламывать компьютеры, обходить системы охраны, ставить мины и закидывать врагов гранатами. Если вам по нраву "This is SPARTA!" и вы поклонник подхода Бауэра - учитесь владеть автоматом и качайте здоровье, чтобы во всех уровнях шпиговать врагов свинцом. Ваша же покорная слуга больше любит Джейсона Борна - и, с её точки зрения, единственный правильный выбор для этой игры - это прокачка стелса и владения пистолетом. Впрочем, на вкус и цвет...
Есть ещё такие штуки, как головоломки, привет "Mass Effect". Их в игре три разновидности: взлом замков, взлом сигнализации, взлом компьютеров. С первым проблем нет - с помощью мышки вам необходимо выполнить простенькое задание на баланс. Со вторым сложнее - за маленький промежуток времени необходимо распутать лабиринт в духе тех, которые нарисованы на коробках с хлопьями. В случае с третьими вы первое время будете испытывать шок. Есть поле кода двадцать на двадцать с постоянно меняющимися символами. В нём есть две короткие статичные строчки. Вам надо навестись с помощью клавиатуры на одну, с помощью мышки - на другую (при этом чувствительность мышки очень низкая, и настроить её нельзя), на всё про всё - десять секунд. Дерзайте! Не успеете - сработает сигнализация, и у вас начнётся проблемы.
Стрельба из любого оружия сделана скучно и неинтересно. Пули летят кое-как и непонятно куда, исключение тут составляют редко попадающаяся снайперская винтовка и пистолет после некоторой прокачки. Если вы попали в поле зрения врагов и убежали - они поищут вас несколько секунд, а потом сделают вид, что вас и не было. Стелс тоже странный - если вы максимально его прокачаете, то просто полминуты будете ходить невидимым. Включили инвиз, подошли к врагу, зарезали, ко второму, зарезали, и так за полминуты можно перерезать всех в комнате - тревогу никто не поднимет. Потом, конечно, придётся подождать откат способности минут пять, но мы же в шпионскую игру играем и никуда не торопимся, не правда ли? Система укрытий, без которой не обходится ни одна консольная игра - тоже так себе. Вы часто будете прилипать к ним, не имея возможности отбежать от кинутый в вас гранаты.
Зато Обсидиан порадовали разнообразием боссов. О, боссы тут на каждом втором уровне. Есть и босс-вертолёт, и босс-русская девочка-гот лет четырнадцати, и босс с миниганом, и босс с гранатомётом, и босс-наркоман с ножом, и даже босс-снайпер, оснащённый ракетами типа Земля-твоя черепушка. Скучно вам не будет, пусть в большинстве случаев с убийством боссов надо действовать по формуле "придумай баг", потому что в лоб чёрта с два вы хоть кого-нибудь прибьёте.
Казалось бы, если всё так плохо, зачем в это играть? А дело в том, что это очень плохая игра, но блестящий интерактивный фильм с сумасшедшим сценарием и потрясающей свободой выбора. Итак, бОльшую (подчёркиваю - ударение на первый слог) времени вы не играете в прямом смысле этого слова - а разбираете почту, готовите хитрые планы и общаетесь с другими персонажами, причём в каждом диалоге у вас есть порядка двенадцати-двадцати выборов вариантов ответа. Даже не вариантов, а стилистики, в которой вы будете отвечать - профессиональной (привет, Борн!), агрессивной (хэллоу, Бауэр!), учтивой (Мистер Бонд, моё почтение!). При этом пройти "на шару" не получится - некоторые NPC понимают только язык грубой силы, некоторые - только ласку. От вариантов ответа меняется отношение к вам персонажей. Более того - почти всегда у вас есть возможность пощадить или убить собеседника. В первом случае вы (возможно) воспользуетесь в дальнейшем его помощью, услугами или информацией, во втором - уберёте с пути (возможно) опасного врага, способного существенно осложнить жизнь. Приведу простой пример - в зависимости от ваших выборов на протяжении всей игры в финальной миссии возможны шестьсот (повторяю - шестьсот, шесть-ноль-ноль) вариантов развития событий и порядка тридцати-сорока концовок. Вы выживаете в любом случае (в процессе игры вы умрёте достаточное количество раз, разработчики решили в финале Майкла всё-таки пощадить), но вот как, с кем, и в каком контексте - зависит только от того, какие решения вы принимали в ходе игры. Перед каждой миссией поковыряйтесь в почте, купите несколько услуг, которые помогут вам в прохождении (например, за небольшую сумму вам дадут карту местности, забросят кое-куда снайперскую винтовку, ослабят босса, сделают "своим" для камер наблюдения, отвлекут часть охраны и т.д.). Не надейтесь понять все грани сюжета, в котором замешаны правительство, "Альфа-протокол", "G-22", "ЦРУ", "Китайская тайная полиция", ещё бесконечное число персонажей с хитрыми планами и непонятной нам мотивацией, и ваш главный враг (или друг?) - корпорация "Халбех", у которой и украли ракеты. Чтобы понять всех персонажей, советую пройти игру несколько раз, или же сохраняться перед каждым диалогом, чтобы в случае чего попробовать ещё раз - потому что сразу после завершения диалога автосейв будет беспощаден, а сохраниться в любом месте игры тут возможности нет - только чекпойнты. А ещё иногда вас ставят в заведомо проигрышную ситуацию - например, в определённый момент вы должны будете выбрать - спасти вашу девушку (ну как вашу, если будете вести себя с ней вежливо, сможете переспать разик) или разрядить бомбы и спасти две сотни жизней. И то и другое сделать не получится, и конечно же, ваш выбор повлияет на дальнейшее развитие сюжета.
Таким образом - если вы заядлый геймер, вряд ли вас сможет заинтересовать этот продукт. Если же настоящий киноман и с нетерпением ждёте появления интерактивного кино в залах - очень советую попробовать поиграть хотя бы до первых миссий после Саудовской Аравии. История, которая переплюнет сюжет пяти любых фильмов на выбор про трёх "Б", вынесенных в заглавие рецензии, вас точно не разочарует. А с геймплеем можно и смириться - в конце концов, в первой части Knights of the Old Republic он тоже так себе - а игра легендарна за свой сюжет. И помните - доверять нельзя никому. Разве что маленькой девочке с фиолетовыми волосами, и то потому что она немая.
Ваша Кэтти-бри.