Фанаты Макс Пейна ждали этой игры почти десять лет. Понятно, что время не могло не наложить свой отпечаток, и игра не могла остаться мрачной стрелялкой в трущобах Нью-Йорка. А если бы даже и осталась - после разрушительных событий второй части там не осталось знакомых нам персонажей, кроме главного героя. Коллеги по службе - мертвы (с Джимом Бравурой тут возможны варианты), Мона - мертва (пасхалку при прохождении игры на последнем уровне сложности за истину не считаем), друзей нет. И вот деятели из Rokstar, почесав головы, решили начать всё с нуля, в смысле обнулить декорации. Вместо холодного американского мегаполиса - яркая Бразилия (с парой уровней в этом самом Нью-Йорке, ), вместо стрелялки - очень даже увлекательное кино, где играть нужно лишь немногим больше, чем смотреть. А чего ещё вы ждали от авторов GTA?
Давайте вернёмся немного назад. В первой части Макс едко комментировал всё окружающее его. Во второй - всё, что происходит у персонажа внутри. В третьей, вместо некой "золотой середины", Макс просто превращается в другого человека. Он по-другому разговаривает, по-другому мыслит, по-другому себя ведёт, и одним только временем такие изменения в характере персонажа объяснить невозможно. Именно поэтому о третьей части истории о неудачливом полицейском такие противоречивые мнения. Многие игру боготворят, многие - ненавидят, равнодушным же она не оставляет почти никого, игравшего в первые части. Я, скорее, отношусь к первым, но в разборе ниже попробую объективно рассказать об игре.
Итак, после событий второй части Макс проваливается в алкоголизм. И жить бы ему остаток своей недолгой жизни (на пенсию полицейского имплантацию печени не сделаешь), если бы не "случайная" встреча в баре и наложившаяся на неё смерть сына босса итальянской мафии. В результате Макс с "другом детства" бежит в Бразилию, где официально становится телохранителем одного из местных бизнесменов, а неофициально - занимается ровно тем же, чем и в Нью-Йорке (бухает), только в более ярких декорациях. Ну и понятно, что "все, кто вокруг Макса - умрут", поэтому очень быстро ему приходится из телохранителя переквалифицироваться в детектива, а потом и просто делать то, что он умеет лучше всего - мстить. А что вы хотели, делая телохранителем человека, вокруг которого все умирают?
Я не буду сейчас затрагивать сюжет, а сосредоточусь именно на игре. Итак, основа всё та же - есть Макс, есть замедление времени, есть задача стрелять по куче противников, которых под конец становится просто до неприличия много. Так как графика в игре - потрясающая, как и всё что с ней связано, то каждые пять минут времени приходится терпеть киношную вставочку, за время которой подгрузится очередной уровень. Вставочки эти скипнуть по большей части невозможно, что несколько отбивает желание игру перепроходить. Огромным арсеналом теперь не похвастаешь - это сделано в пользу реалистичности, и теперь у Макса может быть только одно основное двуручное оружие (винтовка, дробовик или автомат) и два одноручных (пистолеты, револьеры, ингрэмы), при этом кобуры нет, и если вы взяли в обе руки одноручное оружие (миксовать можно как угодно, в одной руке держать револьвер, а в другой ингрэм например, и стрелять тоже - с двух рук или с любой по выбору) - с тяжёлым попрощайтесь. Замедление - всё такое же классное, но на сложном уровне (ваша покорная слуга играла только на самом сложном, уж фетиш у неё такой, простите её) его почти нет. Почему-то нельзя кидаться гранатами, хотя гранаты врагов вы быстро возненавидите. В игру добавлены укрытия - необходимое условие продажи любого шутера на консолях. Для прохождения на ПК на лёгком уровне сложности они не нужны, на сложном - незаменимы, хотя враги тут будут стрелять по локтям и всему, что из этих укрытий торчит. Когда в вас попадают - это отображается на вас, и иногда Макс с тремя сквозными ранениями в грудь выглядит очень странно. Режим добивания очень красочный - после каждой смерти последнего врага в комнате вы видите, как ваши пули со смаком кромсают его тело. Иногда во вставках вам предлагают пострелять - то в бандита с заложницей, то со стационарного пулемёта, то с катера в летящие в вас гранаты, то с вертолёта - прикрывать девушку, привет уровню за Мону Сакс из второй части игры. Смотрится очень разнообразно, и не надоедает.
В отличие от двух предыдущих игр, эта - зубодробительно сложная. Враги точны, а на последнем уровне их столько, что хватит заселить небольшую область Китая. Если вы получили смертельное ранение - у вас есть 2-3 секунды чтобы спастись - для этого надо убить того, кто вам это ранение нанёс, правда, этой возможности нет на последнем уровне сложности. В игре отличная физика - если вы в фирменном прыжке Макса врежетесь в стену, то вы в неё действительно врежетесь и упадёте на пол, и если в вас в это время стреляют - уже ничто вас не спасёт - вы, как и в жизни после столкновения, будете подниматься несколько секунд. Никаких боссов нет, любому противнику достаточно одно-два попаданий в голову для смерти (есть два-три исключения за всю игру, но они в бронерованных шлемах и выглядит это правдоподобно). В игре также есть множество гражданских, которых вы можете убивать по своему усмотрению. Музыка же стала под стать сеттингу - в основном бразильская и португальская, пусть в некоторых местах и возвращается к классике.
Уровни очень разнообразные, и в этом как плюс игры, так и её минус. Плюс в том, что она не надоедает, минус - она разваливается на эпизоды и перестаёт быть единым целым. Вот начальный уровень в доме, вот - на танцполе с кучей гражданских, вот - в фавелах, вот игра превращается в Splinter Cell и её хочется удалить (уровень на болоте), а вот - уровни с родным Нью-Йорком, являющиеся, наряду с последним в аэропорту, лучшими в игре.
Не стоит забывать и о том, что Макс теперь - алкоголик, и его частенько пошатывает и трясёт, а экран замыливается, изображая похмелье. Юмор Пейна разработчики не потеряли, зато начисто отбили ему инстинкт самосохранения, в результате чего герой может перебить сотню бразильцев, после чего зайти в дом к главным и сдаться, вместо того чтобы их тоже расстрелять через окно, например. И ещё он стал очень часто жаловаться и брюзжать - иногда хочется шагнуть в экран и наорать на персонажа в духе "соберись, тряпка!".
Rokstar стоит поблагодарить за то, что они всё-таки закончили историю Пейна, а не сделали очередную завязку на продолжение. Пусть и уходит он в прямом смысле в закат с бутылкой портвейна под лучшую песню игры - Tears, в том, чтобы поставить в истории окончательную точку, нужно иметь определённую смелость. А также спасибо нашим локализаторам, которые оставили оригинальную озвучку под субтитры, а не испортили работу актёров посредственным переводом. правда, раздражает, что часть бразильских разговоров не переведена, но так было задумано самой Rokstar.
Основной минус у игры один - несмотря на то, что геймплей остался максимально близким к первоисточнику, несмотря на то, что у игры потрясающая графика, это уже не Макс Пейн. Это - бразильское мыльное кино с возможностью пострелять, с бразильским же сюжетом, а главный герой теперь - не коп в чёрном плаще, а прототип бухающего Вина Дизеля из "Хроник Риддика" или Брюса Уиллиса "Крепкого орешка". А дух старого Макса вы сможете почувствовать только на уровнях в Нью-Йорке и на последнем, где вашу пятую точку разорвёт от сложности перестрелок и количества мяса, на вас прущего. Игра удалась, но не ждите от неё слишком многого. В конце концов, у всех фанатов игры Макс Пейн по-прежнему прежде всего ассоциируется со стоящим на крыше высотки криво ухмыляющимся мужчиной со снайперской винтовкой в руках, а не с лысым пьяным качком в фавелах Сан-Пауло. Эту игру стоит пройти, но её не будут бесконечно перепроходить, как происходит с первыми двумя частями.
Ваша Кэтти-бри.