В начале карьеры Джон Карпентер громко заявил о себе фильмами ужасов «Нечто», «Туман» и «Хеллоуин», став одним из новаторов и революционеров жанра. Отступив немного от любимой темы, он снял экранизацию одноименного романа Стивена Кинга «Кристина», простую и банальную по содержанию историю с фантастическим подтекстом. Это фильм, в котором многие сцены, планы и диалоги заявляют об интересном первоисточнике, постановщик вдохновлено рассказывает зрителю историю о необычных персонажах и типичных отношениях. В центре внимания история удивительных связей семнадцатилетнего Арни Каннингема с девушками и другими не радушно настроенными людьми. Несмотря на постоянные глумления со стороны товарищей по учебе, такая одаренная личность пользуется поддержкой ведомого парня-спортсмена, готового оказать непосильную помощь товарищу в самых трудных ситуациях. Имея врожденную неуверенность и стереотипный внешний вид неудачника, он знакомится с Кристиной при странных обстоятельствах, в которую беспамятно влюбляется и делает все, чтобы она сияла всеми красками. Однако она безумно ревнива и агрессивно настроена к обидчикам своего спутника, ее судьба таинственна и полна темных историй. Эти отношения трансформируют характер и статус Арни в обществе в геометрической прогрессии. Любовь меняет человека, если не учитывать тот фактор, что Кристина – машина.
Думаю, многие автолюбители смогут понять необыкновенные отношения, развернувшиеся между Кристиной и возмужавшим юношей. Несмотря на нехватку самой истории создания машины и этап смены хозяина, вы сможете тем самым прокрутить в голове различные подробности такого исхода. Хочется разобраться и понять, откуда жестянка стала чувствительнее многих живых существ, и каковы мотивы ее столь жестоких поступков в отношении очередного возлюбленного? Хочу перефразировать монолог молодой царицы из произведения Александра Пушкина от ее лица:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех грубее и милее,
Всех румяней и «чернее»?»
Через миг внутрисалонное зеркальцо молвит в ответ:
«Ты ужасна и прекрасна, спору нет;
Но та мерзкая девица всех хитрее и подлее,
Тебя краше и наглее!»
А далее события разворачиваются по накатанной схеме. Она пытается вмиг «успокоить» дурь в прилипшей девице, предельно точно объясняет задирам Арни, что их поступки были роковыми. Их взаимоотношения притягивают, для него любое пятно и царапина на поверхности подружки считается оскорблением, неимоверным шоком. Несмотря на удачный кастинг, от машины исходит больше эмоций и поступков чем от живого актерского ансамбля с приятным дубляжом. Она не «из робкого десятка» и без колебаний может войти в горящую избу, остановив на скаку «коней» (людей). Главная особенность ее появления – эволюция и становление другого главного героя, который становится более выразительным и многоликим человеком, грубым и черствым другом. Фантастический триллер держится не на одних отношениях между персонажами, чтобы сделать сюжетную завязку более драматичной, авторы обрушивают на них как можно больше испытаний и непредвиденных обстоятельств со стороны взбудораженной «девицы» в багряном одеянии. Восторг угасает, когда начинаешь вслушиваться в словами героев и наблюдать за дальнейшими поступками. Но такой просчет простителен по отношению к жанру картины.
Если лишить экранизацию яркой подачи необычной героини и всего того, что с ее появлением связано, останется лишь рядовая история о несчастной судьбе взрослеющего человека. Однако режиссер доказал, что понимает главный посыл материала – не падай духом, и музыка будет играть на твоей улице - и снял по-настоящему атмосферный и интересный фильм, оставив кровавые разборки за кадром. Пусть на экране разыгрывается банальная и «мыльная» история, но увлекательно наблюдать за отношениями героев в сложных ситуациях. Сравнивать этот энергичный молодежный фильм с большинством одноликих современных представителей жанра бесполезно и неоправданно, потому что раньше снимали не только для бизнеса.
Мне безумно нравится атмосфера 80-х годов, их внешний вид, манера общения; применение смелых решений в постановке визуальных эффектов, а еще неповторимое музыкальное сопровождение (невероятно ритмичная и бойкая работа), которое, кстати, здесь написал сам Карпентер. Качественно для того времени выполнены спецэффекты: трансформация машины хоть напоминает процесс надувания воздушных фигур, но повторюсь, что все смотрится органично и продумано. Разожгла обстановку на экране погоня с огоньками, которые "зажгла" вблизи прилегающая автозаправочная станция, раззадорили томительные поглощения на тот свет хулиганов и обидчиков Арни.
В настоящее время «Кристина» смотрится немного наивно, но все также красочно и задорно, авторы не особо пытаются играть с ожиданиями зрителя, без особого усилия просчитываются все заключения сюжетных этапов. Чем больше разворачивается действие на экране, тем больше рассыпается вся атмосфера, а финальная разборка вышла скупой на интересные диалоги и разумный исход, где все закончилось очень стремительно.
Экранизация книг дело неблагодарное, но режиссер справился со своей задачей неплохо. Он снабдил ее звездами не первой величины, но весьма талантливыми и яркими. При стремительных действиях и томительных моментах провисания почти нет, интересных и динамичных эпизодов достаточно, которые разбросаны равномерно по всему фильму.