В далёком 1994 году вышел фильм, который навсегда изменил моё понимание и восприятие о космосе, как о нечто большем, чем просто пустота и звёзды. Сегодня и вчера, как учёные, так и простые люди повседневно, бросая взгляд на небо, думают: "А что там, в звёздной пустоте: мрак и тень ли обитает, или есть место чему то красивому, необъятному и необъяснимому для нас. Если там жизнь, то какая она?" Вопросы, находя ответы на которые, мы получаем лишь только другие вопросы, и так по кругу. Космос всегда был загадочен и далёк ... даже сейчас.
Действие фильма начинается где то в Африке, и показывает таинственного юношу, жившего 10000 лет назад в небольшом поселении, который видит в небе яркий свет, нечто спускающееся оттуда и .... конечно же идёт на него. И сразу нас нас переносят уже в 20 век, 1924 год, в Гизу, где знакомят с группой археологов, одного из которых сопровождает его юная дочь - Кетрин. Их раскопки приводят к необычайному открытию таинственного кольца, погребенного вместе с не менее таинственными окаменелостями. Наши дни знакомят уже с основными действующими персонажами. Один из них, это конечно же, доктор Даниэль Джексон - преподаватель и исследователь истории древнего Египта, ориентирующегося на расшифровке иероглифов, в одном из институтов. Уверяющего, что древнеегипетская культура ещё старше, чем предполагается, и связана с внеземными гостями. Которого, как можно догадаться, вскоре увольняют и лишают всех грантов. Некая престарелая женщина, которая оказывается той самой Катериной, предлагает ему работу на военных по его специфике, и он зажато, но соглашается. И кажется они находят нужного человека, способного расшифровать надписи, но только на античном артефакте, похожего на некий саркофаг для чего то большего. Работа оказывается в неком секретном военном месте, ранее бывшего базирования ракетных шахт ВВС и не все секреты ему положено знать. После удачного стечения обстоятельств, Джексону удаётся распознать символы на артефакте, и рассказать остальным, оставаясь в неведении о самом большом открытии в истории человечества. После такого успеха командование решать открыть, в прямом смысле слова, правду, показав те самые, расшифрованные им, Звёздные врата. Но куда они ведут, что по ту сторону, кто там обитает, дружелюбны ли они и можно ли вернуться домой обратно? Это и предстоит вскоре всем им узнать. Второй, полковник в отставке Джек О`Нил, судьба которого была сломлена несчастным случаем с его сыном и терять ему уже нечего. Ему доверенно командование небольшого отряда бойцов, сам Джексон и в довесок устройство для чего то "нехорошего", чтобы пройти на ту сторону, за сотни световых лет, через всю галактику, на другой конец вселенной на планету Абидос. На которой бог Ра растерян и хочет понять, как, кто и зачем посмел нарушить его покой...
Даниэля Джексона сыграл Джеймс Спейдер, ему удалось создать образ действительно неуклюжего, искреннего и умного учёного, не обделённого добротой и состраданием, работающего и не боящегося общественного мнения в угоду правды, вечно ходящего со своим платком и шоколадкой. Полковник О`Нил, сыгранный уже прославившимся ролями у Карпентера, Куртом Расселом - можно сказать это собирательный образ, солдата до мозга костей, готового на любой приказ, даже если он ему не по душе. В начале знакомства с Джеком, нам показывают сидящего с оружием на постели своего сына, отчаявшегося человека, готового на последний шаг, которого прерывают лишь военные с заданием как раз для него. Но после сцены, где парень играет с его вещами и вдруг, не зная что это, тянется к оружию, полковник горячится и срывается, что это не игрушка, в этот момент мы понимаем чувства человека, потерявшего своего сына из за такого несчастного случая и судьбу без него. Внимания заслуживают и подростки, среди них особенно выделяются трое: глуповатого вида паренёк с смешным косоглазием, любопытный Скаара, к которому проникся даже Джек, и конечно же Ра (после одной роли актёра больше в большом кино не видели, хотя от его персонажа так и веяло некой злобой и презрением, попадание было на все сто. Эта история напомнила мне Чужих, где присутствовала девочка, после не появилась в кино не разу)
Режиссёром выступил, ранее впечатливший своей работой над картиной Универсальный солдат, немецкий режиссёр Роланд Эммерих. Вместе с Дином Девлином был написан сценарий. Саундтрек ко вступительным титрам стал фишкой всего фильма, и к сожалению, единственным запоминающимся в нём.
Фильм является наследником Звёздного пути и Звёздных войн, пусть и не в полной мере, и он пошёл дорогой пересекающейся с ними. Здесь пришельцы преподнесены человечеству, как боги, но только самими людьми. Мифология раскрыта без серьёзных потерь с реальностью, как отношение Ра к людям, так и людей к нему. Спецэффекты, в особенности открытие Звёздных врат, показаны на отлично: вихревой поток, поверхность после открытия схожая с водой и конечно межзвёздный прыжок между вратами. Летающие пирамиды, транспортирующие кольца и даже оживляющая машина... в виде саркофага, крайне необычно. Шесты в виде бластерного оружия и единственная перчатка, способная убить любого не понятным образом. Весь визуал подобран и выполнен с особой дотошностью, и тщательностью исполнения для своего времени. Операторская работа выполнена на довольно высокой планке: этот город посреди песков, идущие караваны, которые не знают края, и конечно же пирамида, сцены с которой все были выполнены разнопланово и красиво. Однако масштабности в фильме крайне мало, огромный город посреди пустыни, внутри выглядит однобоко и вяло, но эти недостатки скрыты частыми песчаными бурями. Местное население состоит из нескольких тысяч человек, а на деле при общении с отрядом, мы видим одни и те же лица. И только лишь в финальной битве нам предстают те сотни десятков людей, живущих в пустыне. Корабль-пирамида выполнен грозно и могущественно снаружи, но попав туда не чувствуешь, что ты находишься внутри того, что нам показали.
Мне тяжело судить фильм, так как он является неотделимой частью (эпилогом) к моему самому любимому сериалу 1997 года, где большинство смысла хоть и было утеряно, но приобрело новый, не менее культовый статус, как у фанатов, так и критиков. Наследием фильма стала огромная вселенная со своей богатой мифологией, персонажами и сюжетом. Повествование осталось в неизменно научно-фантастическом стиле. Всего он получил 3 сериала: СГ-1, Атлантида (да, да та самая) и спорный Вселенная, а также несколько полнометражных фильмов, ставящих точки в этой истории. Если оценивать только фильм то 7 из 10, но как начало путешествия, которого ты не забудешь 9 из 10