Все хоть раз задумывались о том, каким был бы мир, не будь в нём агрессии, тщеславия, жадности, ненависти, ревности, зависти. Но многие ли задумывались о том, как выглядело бы общество, если бы исчезли вообще все чувства? Одно из немногих творений малоизвестного Курта Уиммера, "Эквилибриум", дарит нам возможность не только представить мир без эмоций, но и увидеть его, и даже почувствовать.
Будущее. Отгремевшая Третья Мировая заставила людей искать новые пути искоренения насилия, боли и страданий. Государство Либрия избавилась от всего этого путём искоренения первопричины всех бед - эмоций. Все граждане Либрии обязаны принимать препарат, подавляющий всяческие чувства и страсти. Организация с символичным названием "Тетраграмматон" (непроизносимое имя Господа в иудаизме) помогает поддерживать в стране порядок, попутно уничтожая огнём и пулями оставшиеся произведения искусства, а также "преступников" - людей, не пожелавших жить так, как того требуют негласные владыки антиутопии. Но однажды Джон Престон (Кристиан Бейл), верный агент "Тетраграмматона", пропускает свою дозу. И начинает чувствовать...
Сюжет фильма напоминает сюжет одной из ранних работ Джорджа Лукаса, фильма "THX 1138". Главным достоинством фильма является, безусловно, его идея. Идея о том, что жизнь без эмоций - это не жизнь, и даже не выживание, а лишь бесцельное существование, не имеющее смысла. Однако это тема для отдельной дискуссии, пусть и довольно интересной.
"Эквилибриум" является одной из тех немногих образцовых антиутопий, которые мы имеем возможность лицезреть. Постоянно мелькающее изображение "Вождя нации" рождает ощущение тотального контроля, безучастные люди и лица создают атмосферу всеобщего помешательства, а бесконечное равнодушие, с которым "специалисты" уничтожают "пережитки прошлого" и "эмоциональных преступников" придают фильму оттенки отчаяния и безысходности. В этом плане я бы выделил несколько особенно сильных моментов, таких как: сожжение оригинала "Моны Лизы", убийство Престоном своего напарника Эррола Партриджа (Шон Бин) и два расстрела - сперва собак, а затем повстанцев. Словно в противовес этим кадрам мы видим сильнейшую сцену пробуждения "заново рождённого" Джона, спасения щенка и особенно трогательный момент перестановки предметов на рабочем столе. Вообще, весь фильм можно разделить на условно положительные и отрицательные сцены, попеременно вселяющие то надежду, то страх.
Другим крупным плюсом картины является "Ган ката" - физически невозможное, но визуально сногсшибательное боевое искусство, гармонично совмещающее в себе рукопашную борьбу и огнестрельное оружие. Красота исполнения сцен с использованием этой техники завораживает - бои становятся феерией, гимном совмещённым прогрессу и мастерству. Каждая такая перестрелка завораживает и не отпускает до последнего патрона. Я бы назвал минусом продолжительность подобных схваток, но концовка мне этого сделать не позволяет.
Недостатком фильма я бы назвал угнетающую не проработанность мира, в котором происходит действие. Бытовых сцен от силы 2-3, жизнь героев раскрыта очень слабо (а в контексте пост-апокалиптического мира это стоило бы сделать), самих героев мало. Столь интересную историю вполне можно было расширить (и ни в коем случае не сиквелами/приквелами), добавить персонажей и увеличить экранное время. Это один из тех редких случаев, когда увеличенный хронометраж был бы полностью оправдан.
Игра актёров приятно впечатляет - запуганная Мэри О`Брайен (Эмили Уотсон) резко контрастирует с поначалу самоуверенным Джоном Престоном, всячески способствуя его преображению. Беспринципный вице-консул Дюпон (Ангус МакФадьен) дополняет преданного, словно собака, клерика Брандта (Тэй Диггс), а персонаж Фихтнера Уильяма, лидер сопротивления Юрген, сдерживает свои эмоции лучше тех, кому это положено по закону, спокойно разъясняя причины неповиновения повстанцев и необходимость проявления высших человеческих инстинктов не столько героям фильма, сколько зрителям.
Фильм "Эквилибриум", несомненно, заставляет задуматься всех, кто его посмотрел. Задуматься над тем, зачем нужны чувства, и чем чреват чрезмерный контроль над ними. Вы хотите по-настоящему научиться ценить те чудесные мгновения, которые вам дарят ваши эмоции? Если да, то вам, безусловно, стоит увидеть этот фильм.