1992-й год. Кино-жанр фантастических боевиков переживает свой очередной рассвет. Кинокомпания Carolco Pictures Inc., одарившая зрителей вторым Терминатором и «Вспомнить всё», пребывает на пике своей формы. Имя режиссера Роланда Эмериха еще не ассоциируется с гигантоманией и катаклизмами мирового масштаба. А у советских подростков, потребляющих голливудскую кинопродукцию через видео-салоны и кабельное телевидение, четко сформировался свой пьедестал героев боевиков.
Не знаю, как там на Западе, но у нас на вершине Олимпа восседал «железный Арни». Где то рядом были Слай, Чак Норрис и, конечно Жан-Клод Ван Дамм. Отельные киноманы упоминали в первой десятке крутого дядьку Дольфа Лундгрена, очень хорошо выступившего в «Разборках в маленьком Токио» и, несомненно, полюбившегося отечественному зрителю за роль советского боксера Ивана Драго. Может Лундгрен и не был в лидерах, но к десятке боевых парней подобрался очень близко. И конечно же у мальчишек не утихали вечные споры кто-кого заборет: Слай Шварца, Норрис Ван Дамма? У Лундгрена в этом споре был весомый аргумент: во-первых реальный черный пояс по карате, а во-вторых еще в четвертом Рокки «Иван-Драго-Лундгрен» прервал карьеру чернокожего Аполло и почти навалял Слаю. А это, согласитесь, дорогого стоит.
И в это время, к радости всех любителей боевиков, на экраны выходит «Универсальный солдат» - фильм, созданный по типичным кино-лекалам, впитавший в себя немного от «Терминатора» немного от «Робокопа», но по сей день остающийся Action-классикой 90-х.
Казалось бы, тривиальный сюжет: Двое солдат (Жан Клод Ван Дамм и Дольф Лундгрен), убившие друг друга во Вьетнаме в результате кардинально противоположных взглядов на методы ведения войны (привет «Взводу» от Оливера Стоуна), попадают в сверхсекретную программу по созданию воинов будущего – Универсальных солдат (или для краткости – Унисолов).
Унисол мечта любого генерала: он всегда в боевой готовности, стреляет без промаха, не прихотлив к еде, не устает на марш-броске и не терзается мыслями, что хорошо, а что плохо – он выполняет приказ. Конечно, есть определенные требования к его содержанию, в частности ежесуточные охладительные процедуры в крио-камере и стирание «оперативной памяти» через прямые инъекции в мозг. Но это сущие мелочи по сравнению со способностью к регенерации ран и, практически, бессмертием.
По устоявшейся традиции жанра, эксперимент дает сбой: «лекарство от памяти» перестает действовать, а беспристрастному исполнению приказов мешает «осадочек», оставшийся у главных героев со времени выяснения отношений во Вьетнаме. И, конечно же, в боевые будни унисолов вторгается «девушка в беде» (Элли Уокер), которую нужно защитить, попутно вернув себе память.
Схема проста, но как изящно она воплощена на экране! В начале фильма Эмерих делает заявку на свою будущую гигантоманию и перемещает операцию по спасению заложников на одну из известнейших достопримечательностей США – плотину Гувера. Действия унисолов (и занятых в ролях каскадеров) отточены и непоколебимы. Никаких эмоций и стеклянный взгляд (видимо сам Арни давал советы по настройке зрачков). Но с течением экранного времени беспристрастные лица главных персонажей меняются, давая актером возможность продемонстрировать какую-никакую, но актерскую игру. И если душераздирающей вопль, продемонстрированный Ванн Дамом еще со времен «Кровавого спорта» не изменился, то безумный взгляд и выходки сержанта Эндрю Скотта позволили Дольфу Лундгрену закрепиться в топе злодеев 90-х.
Сюжет развивается на протяжении 5-ти дней и в нем есть все, что так любят ценители олд-скульных боевиков: погони, перестрелки, мордобой, не много юмора и финальная схватка на кулачках с обязательной коронной фразой: «Выпусти пар, Беннет!» (зачеркнуто), - «Ты демобилизован, сержант!»
Вам мало? О кей. Для любителей техники, в фильме не последнюю роль играет роскошный боевой грузовик-рефрижератор, который того и гляди, возомнит себя Десептиконом и пойдет крушить окрестности. Под стать ему в фильме засветился атлет Ральф Мёллер, звездным часом которого в 2000-м году станет роль гладиатора Хайгена, бок о бок сражавшегося с Максимусом на арене Колизея. Ну, а для женской аудитории Роланд Эммерих припас несколько сцен с обнаженным Ван Даммом (хотя в свете заявлений режиссера о своей сексуальной ориентации данное предположение будет не полным).
Единственное, чего, на мой взгляд, не хватает фильму, это запоминающейся музыки. Саундтрек от Кристофера Франка, играющий на заднем плане, не отличается оригинальным мотивом, и в моей памяти остались только забавные факты о музыке к трейлерам Универсального солдата. А именно, стремительная индастриал-тема погони, позаимствованная из Терминатора-2 (благо студия и продюсер Марио Кассар у фильмов общие). А так же отечественный ТВ-трейлер, транслируемый в 90-х по первому каналу, где Ван Дам и Лундгрен обменивались яростными взглядами под вступительную мелодию «In the army now» от Status Quo.
И что мы имеем в итоге? Фильм «Универсальный солдат» хорошо прошел в прокате. Зрители получили отличный образец жанра, породившего несколько сиквелов, телесериал и неплохую литературную адаптацию от Арча Стрентона. Режиссер Роланд Эммерих заслужил репутацию крепкого ремесленника, позволившую снимать фантастические ленты с большими бюджетами. Жан-Клод Ван Дамм подтвердил звание голливудской экшн-звезды, а в нашем подростковом споре уверенно обосновался в первой тройке крутых кино-героев. А вот Дольф Лундгрен, в свою очередь, не смог воспользоваться успехом ленты и ни один из его последующих персонажей, включая реинкарнацию универсального солдата в сиквелах, не смог приблизиться к безумной харизме своего персонажа.
И знаете, в сравнении с сегодняшними фантастическими боевиками, насыщенными компьютерной графикой и боевой хореографией под трясущуюся камеру, Универсальный солдат по-прежнему смотрится уверенно и грозно, как взгляд исподлобья сержанта Энрю Скотта, отвечая за весь кино-жанр 90-х словами своих персонажей: «Ты — покойник, рядовой!» — «Нет, я живой…»