Для одних спорный, а для других воистину гениальный Кристофер Нолан уже давно занял место на пьедестале лучших постановщиков современности. Начиная в далеком 1999 году свою карьеру первым полнометражным фильмом «Преследование», Кристофер обратил на себя немаловажное внимание, и последующие авторские проекты молодого режиссера были не только хорошо приняты именитыми критиками, но и потихоньку обретали свою фанбазу. В 2005 году Нолан решил изменить свое направление, но не стал отказываться от собственного стиля повествования, что сначала объединило два абсолютно несовместимых элемента, а позже так и вовсе обзавелось индивидуальным термином – «интеллектуальный блокбастер». Одним из ярких и, по моему мнению лучших примеров подобного является фильм «Начало», где нет четкого жанрового определения. Этот фильм не следует в одну сторону, словно набитый товаром поезд, придерживаясь правил железнодорожного пути. Он грамотно совмещает в себе несколько жанров, плавно переходя от одного к другому, при этом имея стандартную трехактную концепцию сценария.
Здесь есть экспозиция, так называемая «борьба» и развязка, но нет линейного повествования, где события разворачивались бы в геометрической прогрессии для последовательного преодоления пути из точки «А» в точку «Б». Он будто фрактал в евклидовом пространстве, для которого вряд ли понадобятся математические познания, но одного просмотра уж точно не хватит, чтобы понять всю суть и увидеть главное за пеленой, которую слой за слоем на протяжении всего фильма с настойчивостью накладывает Нолан. Многое познается в деталях, но их так легко упустить, ведь наш мозг можно обмануть, и, запутавшись, его концентрация гаснет, как свеча посреди сильного ветра. В последствии чего человеческое восприятие получает довольно сильный эффект экзальтации, и это чувство незабываемо.
Как и любой сон начинается с непонимания происходящего, так и фильм сразу вываливает тонну событий, заставляя сразу включаться в действие и запоминать каждый, даже самый малейший шаг главных героев. За основу взят термин Фредерика ван Эдена – «осознанное сновидение», где сон не является побочным эффектом электрической активности мозга, а несет в себе не только смысл, но и дает возможность манипулировать человеком. Таким видом занятости занимается главный герой Кобб (Леонардо ДиКаприо) прикрываясь промышленным шпионажем на более сложном уровне, где человеческий мозг сильно уязвим. Мы не помним, как попадаем в сон, и лишь после пробуждения мозг, будто под воздействием запрещенных препаратов лихорадочно вырывает из контекста размытые сцены, которые так тщательно были спроектированы подсознанием. Не важно, подразумевают ли эти сцены под собой скрытые желания, имеют ли долю воспоминаний или же являются абсолютно случайным подбором событий без какой-либо смысловой нагрузки. Факт в том, что они есть, и порой заметить момент перехода за грань сознания невозможно. Иногда сновидение приходит, не стучась в дверь, бесшумно опускается пауком с потолка, заменяя привычное окружение программируемой материей, делая это настолько качественно, что отличить жизнь от вымысла сложно. Так что один вопрос: как вы сюда попали? Настоятельно рекомендую вспомнить все предыдущие шаги, ощупать ближайший предмет и убедиться, что стрелка часов идет в правильном направлении.
Уровень первый – переход. Где-то здесь, но в более темных тонах Фредди Крюгер продолжает развлекаться с детишками, живущими на улице Вязов, а Кэтрин Дин проникает в чужое сознание, чтобы отыскать последнюю жертву жестокого маньяка. Коббу же в это время предлагают возможность вернуться на родину, после выполнения сложного задания по внедрению мысли в момент сна жертвы. Навязать идею, которая, возможно, изменит не одну жизнь, но когда на кону стоит своя собственная, ответ очевиден. Таким незадачливым и на первый взгляд простым синопсисом Кристофер Нолан закидывает наживку для зрителей. Те в свою очередь в ожидании чего-то нового попадаются на крючок, и пока улов дотянут до берега, произойдет много различных событий, после которых захочется попасть во временную петлю, только чтобы эти эпизоды шли по типу перевернутой восьмерки. Обладая не только хорошим пониманием чужого текста, Нолан воплощает в жизнь свои собственные фантазии, постоянно экспериментируя с подачей истории. Да, возможно тут повествование не идет задом наперед, но вкрапления разных отрезков времени в канву и без того сложного действия присутствует, выделяя фильм среди остальных. Его творение, как многоярусный дом – переполнено деталями, где нет места лишним шестеренкам, всё на своих местах, что создает один огромный механизм, который работает в разных направлениях: сюжет заставит думать и быть внимательным; экшен, как заряды С-4 установлен в правильных местах по всему хронометражу, и служит отвлекающей частью фильма; разнохарактерные персонажи дополняют картину, вносят в неё некую долю жизненности и все это вместе выглядит, как живое существо, от которого можно ждать чего угодно.
Уровень второй – понимание обмана. В свое время Леонардо ДиКаприо был первым и единственным кандидатом на роль Кобба, и сейчас этот образ невозможно представить в другом обличии. Его эмоциональный накал и внутренняя драма вынудит сопереживать, а так же оправдывать любой шаг, каким бы абсурдным он не казался. А благодаря безоговорочному мастерству ДиКаприо, персонаж сияет яркими красками и переполнен жаждой к жизни. Кристофер Нолан любит работать с одной и той же командой мастеров своего дела, и это так же касается актерского состава. Так Киллиан Мёрфи из образа Пугала превратился в наследника огромной корпорации и по совместительству стал главной целью команды Кобба. С виду он обычный парень, на чьи плечи свалилась большая ответственность, но когда диковинные события и незнакомые люди окружают его личное пространство, он готов действовать по ситуации без каких-либо колебаний. Этот персонаж, как пример зеркального отражения – из повернутого на наркотических смесях манипулятора (Пугало) в жертву таких же профессионалов по части человеческого сознания. Это просто прекрасное перевоплощение, которое не осталось незамеченным. Звездный каст продолжают Том Харди, Джозеф Гордон-Левитт, Кен Ватанабе, Марион Котийяр, Майкл Кейн и Эллен Пейдж, где каждый из вышеперечисленных просто находится на своем месте. Отметить стоит только Марион Котийяр, чей дуэт с Леонардо ДиКаприо иногда превращался в качественный драматический театр.
Сколько сейчас времени? За окном светло, медленно падает снег, на улице так спокойно, но, сколько сейчас времени? Чтение завладевает вниманием, мозг пытается сосредоточиться на буквах, которые в свою очередь превращаются в слова и несут за собой какую-то мысль. Счет времени теряется. Простой вопрос, ответ на который можно узнать, не потратив и трех секунд, но часов нет. Такого понятия, как «время» здесь не существует, окно без лишних усилий можно проткнуть указательным пальцем, а любой предмет превратить в желаемый подарок. Где-то близко, но с ощутимым эхом заиграет знакомая песня, чьи-то слова наперекор музыкальным нотам оповестят об упущенных возможностях. Появится сладкое ощущение обмана, но только проснувшись, могут сбыться заветные мечты, и, ответив на простой вопрос можно стать по-настоящему счастливым. Так сколько сейчас времени?
Уровень третий – сон Имса. Фильм после себя оставляет только положительные впечатления и полную корзину различных эмоций. Он способен успокоить самого искушенного киномана, ведь помимо качественного экшена, здесь есть до мелочей проработанный сценарий, который никого не оставит равнодушным. Тот самый момент, когда каждая золотая статуэтка ушла в актив фильма абсолютно по делу. Вся техническая составляющая фильма полностью отвечает своему бюджету, это наглядный пример тому, как стоит распределять деньги на производство: каждый кадр; каждый ракурс и полет камеры; каждая эмоция и реплика главных героев; каждая секунда музыкального сопровождения сделаны с любовью и трепетом. В итоге получился эпохальный и очень убедительный продукт, который смело можно обозвать шедевром, ведь фильм этого достоин. Открытый финал оставляет зрителя наедине со своими мыслями, дает возможность додумать и представить дальнейшее развитие жизни главного героя. Неопределенность вплетена в ткань фильма, он не даст однозначных ответов, и в этом весь сок. Первый просмотр, словно брачная ночь после бесконечных поздравлений и громкой музыки – оставит сильное впечатление и неизгладимое удовольствие. Главное после такого, не потерять обручальное кольцо.
Выброс – единственное решение, которое способно вернуть человека в исходную точку и добавит времени на таймере для того, чтобы подумать. Вместо систематического просмотра страшного сна Хаксли, здесь дается выбор. Он не из легких, ведь надоевшее окружение и бесконечная рутина сильно приелись, хочется новых ощущений, быть владельцем ситуации и с легкостью удовлетворять свои самые потайные желания, но стоп таймер. Каков будет выбор?
Уровень четвертый – лимб. Разные люди способны одновременно видеть один и тот же сон. Фильм задает конкретный вопрос: «что если некто сможет не только быть участником чьей-то фантазии, но и получить нужную информацию, когда мозг максимально уязвим?» Экран зальется черным цветом, титры кончатся, но вопрос так и останется висеть в воздухе, пока кто-то не поймает его и не захочет найти ответы. Лимб – последний рубеж, а сон – это чистое творчество. Он способен затмить рассудок, узнать любую тайну, выставить напоказ все слабости и подменить существующую реальность на свою собственную. Его мир прекрасен и ужасен в равном соотношении, так что пока крутится волчок, спроси себя: сможешь ли ты нажать на курок в случае неудачи?
«Если можно украсть идею из чьей-то головы, почему нельзя поместить её туда?»
Оценка фильму 10/10