Вновь, моему удивлению нет предела, на столь значимый для истории кинематографа и киноискусства фильма, нет ни одной рецензии. Ну что ж исправим сие дело. Начать можно с того, что я вырос на данном фильме, в далёком детстве у нас не было выбора, что и когда посмотреть, была только программа и несколько каналов телевидения. Однажды смотря телевизор, наткнулся на начало фильма, со скейтбордом, а в конце 90-х, если у тебя он был и ты даже не умел хорошо кататься, то ты был "крут". И это сцена полностью погрузила меня, на два часа, в ту атмосферу приключений.
Сюжет фильма, как сказали бы сегодня - банален до нельзя, но как я думаю, его развитие и направление придали фильму его изюминку, которую многим так и не удалось уловить. Простой парень, любящий музыку, Марти МакФлай (Майкл Джей Фокс) дружит с очень странным и чудаковатым профессором, который помешан на изобретениях Доком Эмметом Брауном (Кристофер Лойд). Но он не безумец, он гений, которому удалось построить машину времени, из чего? Да из обычной машины Делориан. Но всё пошло не так, и Марти внезапно оказывается в 50-х. Где ему предстоит увидеть своих предков ( "Непонятно, как я вообще родился"), встретится с молодым Доком ("Круто, круто, круто!!! А что-нибудь пологое у вас есть?"), узнать историю своего городка (немного её перекроив), и конечно же найти способ вернуться домой, ведь 1.21 гигаватт на дороге не валяется.
Просто не возможно теперь сказать DeLorean и не подумать о фильме, сегодня это не просто машина с футуристическим дизайном - это символ всей трилогии. Ведь в качестве "машины времени" в первых 2 сценариях фигурировали лучевая установка и холодильник, как я был рад, узнав о этих фактах, что их отвергли и спрятали далеко и надолго. Несомненно запомнилась и финальная сцена, как она в те времена выглядела "круто", все в 80-х фанатели от рок-н-ролла и эта сцена стала поистине культовой, запомнившись нам очень надолго (Гоу джани гоу, гоу джани гоу гоу гоу гоу, джани гоу!!!). И последний в моём списке, но не в фильме, потоковый накопитель, сказать о нём можно не много, но он безусловно заслуживает об упоминании, как основная часть машины времени, благодаря которой он и может путешествовать во времени.
"А как же разговоры об изменении будущего, пространственно-временного континуума - Ну я подумал, да какая разница"
Фильм же старается показать и раскрыть судьбу отношений в семье. Ведь показанные чувства в начале фильма сложно назвать любовью, а такую ячейку общества - семьёй. Перед нами люди, которые живут вместе потому что так сложилось и случилось. Характер в этом играет особую роль, ведь нам необходимо меняться, но в какую сторону решать только нам, а если есть кто то, кто нам поможет, то человек и вовсе сможет засиять. И что выбор человека всегда только его, и всё можно изменить.
"Там куда мы отправляемся - дороги не нужны"
Фильм является культурным феноменом, который зарождался в те времена. Рональд Рейган, как бывший актёр, а ныне президент, в своём обращении упомянул знаменитую фразу. Фильм просто наполнен "умными" диалогами и цитатами которые до сих пор придают нам улыбку ("Как актёр смог стать президентом?", "У вас 2 телевизора - вы должно быть очень богатые", "Вашим детям понравиться такая музыка" ну и как же без "Никто не смеет называть меня слабаком!!!") О них можно говорить очень долго. События развиваются в обычном маленьком городке Хилл Велли, в похожих городках живут миллионы американцев, что придало фильму некую обыденность и простоту.
Этому поспособствовали метры сегодняшнего дня, но простые киноделы тогда - Роберт Земекис, снявший за год до него, успешный Роман с камнем, и уже знаменитый режиссёр, как продюсер ленты Стивен Спилберг. Стоит упомянут что сценарий писали Земекис и Боб Гейл (который подумал, найдя альбом отца, смог бы он подружиться, если был бы одного возраста с ним). Но проблемы были и у них, в роли Марти все видели Майкла, но он был занят в семейном сериале, и не мог найти подходящее время для совместных съёмок. Был выбран Эрик Стольц, с которым было отснято много материала, который доступен в качестве дополнения на лицензионных копиях фильма. Но он не был хорош для режиссёра и вскоре был уволен, и тогда был отлажен график съёмок, продюсеры сериала согласились отпустить Майкла, на своих условиях, поэтому часть съёмок фильма проходила вечером и ночью. Ну и конечно же гениальное воплощение двух образов - Альберта Эйнштейна и известного дирижёра, с его вечно встрёпанными волосами, в стиле "два пальца в розетку", и получился всеми так полюбившийся персонаж Док. Их образы обыгрываются и во множестве современных фильмов и мультфильмов, и это определённо значит много.
Благодаря чему, мы получили идеальный эталон актёрского дуэта на экране.
"Ты вроде искал новое звучание? Тогда послушай вот это...."
Музыка, можно о ней говорить долго. Она здесь шедевриальна. Алан Сильвестри творит чудеса со всем с чем работает, и чему придаёт культовое звучание. В ленте присутствует множество композиций и рок-н-ролла, одна из которых была номинарована на Оскар и Золото глобус, как лучшая песня The Power of Love. Ухх прям дрожь от одного упоминания и композиции Chuck Berry - Johnny B-Goode.
Актёрский дует из Майкла и Криса бы номинирован на множество премий, но к сожалению получил лишь Джей Фокс - премию Сатурн, как лучший актёр. Всегда хотелось узнать, почему так мало фильмов с ним, и узнав о его болезни Паркинсона, я понял что мир потерял ещё одного талантливого актёра, но приобрёл человека, не сдавшегося и до сих пор борющегося с недугом, который даже получил докторскую степень.Сама картина также была номинирована и получила свои заслуженные: Оскар за монтаж звука, Сатурн за лучший научно-фантастический фильм и лучшие спецэффекты, а также множество номинаций. Стоит остановиться и на озвучке, зная что многие смотрят в оригинале, где шутки выглядят иначе, наши локализаторы нашли верный подход, изменив под наш менталитет всё что нужно, потеряв часть, но не суть.
"To be continued...."
Несомненно, фильм получил культовый статус - заслуженно. Необходима уйма времени или многочасовой фильм, чтобы описать весь лоск фильма. Всё в нём сделано с душой, бюджет составил всего 19 млн и за такую сумму оправдал страхи киностудии с лихвой. При каждом просмотре возникает чувство, что ты снова попал в детство, и как в первый раз смотришь Назад в будущее. Фильм, как и заслуживает, получает 10 из 10.