С чего бы начать писать рецензию-размышление на фильм "На пятьдесят оттенков темнее"? В голове крутятся слова-образы: Мексика, "Сумерки", комедия, фантастика, ужасы пластической хирургии, темное пятно в карьере, кто-хочет-спать-с-миллионером и снова – комедия. Начну, пожалуй, с комедии. Мне мое чувство юмора помогает жить, а когда подключается сарказм, я готова горы свернуть даже в ущерб здоровью. И если первый фильм трилогии "Пятьдесят оттенков серого", на который я пошла ради эксперимента и любопытства, ошарашил меня своей …эээ… незамысловатостью, то его сиквел "На пятьдесят оттенков темнее" развеселил в самом прямом смысле слова.
Господа, кто боится спойлеров и не знаком с первоисточником, не читайте дальше – вдруг я вам подпорчу какой-нибудь surprise. Итак, я романы не штудировала, но свидетели утверждают, что сиквел снят строчка в строчку – недаром, значит, Э.Л. Джеймс привлекла к работе над адаптацией супруга-сценариста Ниала Леонарда, блюла, так сказать, чистоту авторского слова на месте. В пресс-релизе красиво объясняется, почему, собственно, на пятьдесят оттенков темнее – мол, отношения между героями глубже, доверительнее, провокационнее, драматичнее. На деле, пара с "изысканными" именами - Кристиан и Анастейша – дают мексиканский сериал "Богатые тоже плачут". Они, конечно, не плачут, хоть оказии порой и случаются, а регулярно проводят досуг в "красной комнате", но по диалогам и поведению – чистая Мексика.
"Скажи, чего ты хочешь?", - спрашивает в прелюдии старающийся казаться роковым Джейми Дорнан. Мечта миллионеров с внешностью Дакоты Джонсон с учащенным дыханием трагически отвечает: "Тебя" (зал активно хихикает). "Скажи, чего ты хочешь", - повторно задает он вопрос на следующей стадии "отношений". И она, выдержав паузу и переведя дух, остается верной себе: "Тебя!" (зал ликует). Или вот, к примеру, близкая к тексту телефонная переписка:
Она: Кстати, я на выходных улетаю в Нью-Йорк по работе.
Он: С боссом? Мой ответ: НЕТ.
Она: Но это моя работа.
Он: Обсудим позже.
Кристиан будет сорить деньгами, предугадывать еще не зародившиеся желания, подбирать роскошные туалеты и приглашать на дом стилистов, демонстрировать чудеса эквилибристики, защищать, спасать, удовлетворять, быть пусей и строгим папочкой, просить переехать к нему в его "замок" и предлагать руку и сердце, а главное – меняться внутри и учиться доверять. Господи, чего еще может пожелать женщина в любом возрасте?! Исходя из увиденного на экране, делаю вывод: женщина желает быть независимой и верить в то, что она сможет изменить мужчину, и что мужчина сам захочет измениться ради нее. Поэтому Анастейша будет нежадной к упавшим с неба деньгам, работать и получать от этого удовольствие, давать Грею шанс все исправить, быть потрясающей в любом наряде и с любой прической, отстаивать свои права, проявлять интерес к секс-игрушкам и не бояться экспериментировать. В общем, такой, какими видят или хотят видеть себя поклонницы бестселлеров Э.Л. Джеймс.
Чуть не забыла! Анастейша (всякий раз вздрагиваю при этом имени) согласилась возобновить отношения с Кристианом при условии, что из их жизни исчезнут правила и наказания, а сами отношения станут более "ванильными". Так вот: этой ванили просто завались. И ладно бы, это было с подростками – "Сумерки" мы как-то пережили – так нет же, взрослые люди. А с другой стороны, это их сумеречно-ванильное поведение временами выглядит невероятно забавно – такие чувства испытывают родители маленьких детей, с умилением наблюдая за их проделками. Зал (представители СМИ и сочувствующие) очень активно реагировал именно в тех местах, которые по задумке создателей позиционировались как драматические или эротические. Кстати, с началом титров мы дружно зааплодировали.
Об актерской игре. Играют старательно, флюиды не источают, за страсть отвечает красная помада, которую используют по полной. Дорнан актер хороший, его маньяк из "Краха" -сексуальный, магнетический и угрожающий - смотрелся очень натурально. Образ больного на голову Грея ему не подходит. Несмотря на "богатую на трагические события жизнь" персонаж какой-то очень плоский. Дакота Джонсон, если честно, раздражала меньше, чем в первом фильме… может, повзрослела или сделала правильные выводы из критики. Но играет все равно неубедительно.
Так, теперь что касается обещанных элементов жанра детектива или триллера… Самый главный триллер и драма – это Ким Бэсинджер! Летом в "Славных парнях" звезда "9 1/2 недель" была, мягко говоря, "не торт". В новых "Оттенках" камере пришлось – чесслово, прям было видно – задерживаться на лице, чтоб показать, что соблазнительница малолетнего Кристина думает про "ванилек". И это было страшно - не потому что Елена Линкольн "злодейка", а потому что прекрасная когда-то Бэсинджер пополнила ряды голливудских forever young. Помимо Елены будет еще пара плохишей, которые являлись угрозой благополучию главных героев. На них особо не тратились в широком смысле слова – поскольку все проблемы привычно устраняют люди Грея, то и проблем, собственно, нет.
Режиссера во втором фильме сменили – с Сэм Тейлор-Джонсон на Джеймса Фоули – но, на мой взгляд, это мало что изменило. Нет, вру! Дакота Джонсон перестала закусывать губу! Согласитесь, это немало!