Прощай, мой дорогой шкаф! Прощайте, мой дорогой чайник! Вы можете себе представить, что это адресовано Аполлинеру или… Жану Кокто или Кайзеру Вильгельму и его супруге?.. И Энрико Карузо-ботинок, и Пьер и Мари Кюри-бык, и черепашка, и скорпион… А как насчет пирата Стайн? Возможно ли представить, что президент Франции — это красный надувной шарик, а Ленин — это старая копченая буржуйка?.. А может, все наоборот?.. Но при этом, чтобы незаметно исчезнуть, нужно пройти сквозь стену…. Прощай, дорогой Анри Руссо, вы улетели в вечность, играя забытую мелодию для скрипки! Да, да, да! Возможны ли кубические яблоки, мадам Гуггенхайм? плинк, плинк? Или пу, пу… или грандиозный пук из-за съеденной в большом количестве зеленой капусты на закате «Русских бош» для Ее Величества Королевы Александры! "Более блестящего, более триумфального лондонского сезона я не запомню за все годы своей жизни в Русском балете Дягилева: нас буквально носили на руках, забрасывали цветами и подарками, все наши балеты — и новые, и старые — встречались восторженно и благодарно и вызывали нескончаемую бурю аплодисментов (Серж Лифарь). Прекрасно! Пук! Только Дали пукает громче… "Стыдно, стыдно вам, Читатель, пукать с давних пор, так и не удосужившись поинтересоваться, как протекает это действо и как его надобно совершать." (Сабж). Винни-Пук, как Солнце русской поэзии…
Сколько отсылок, сколько намеков в каждом кадре, не правда ли!? В фильме используется около десяти различных языков, слова иногда означают совершенно разные смыслы, а иногда звучат полным бредом… Например, воинское звание дона Хосе, отца Пабло, - Хауптбанхоф, что означает "центральная железнодорожная станция" на немецком языке, хотя ему больше подходит образ сейфа с деньгами на карнавале… А чего стоит поезд, который едет не параллельно рельсам, а перпендикулярно? А как прекрасны однообразные, но совершенно потрясающие, словно штампованные лубочные открытки, декорации города ("мама, что это такое? это – Эйфелева башня, идиот"), воссозданные декорации и костюмы прекрасных дягилевских сезонов… Даже Рембрандт не мог обойти эту кумпанию, но о нем - в финальной части… Не хотите ли плинк, плинк на гитаре? Это не гитара - это пароход! Это пу, пу? - Нет! Это плинк, плинк!!! А-о-у Аполлинера… тон , пауза, интонация… Лулу, Додо, Jou-Jou, Clo-Clo, Марго, Фру-Фру, Дженни Нюстрёмгет, корсет, омлет и Рембрандт… И не менее двух Тулуз-Лотреков… Сливки, Элис!.. Фарс, водевиль, комедия, буффонада, клоунада, кипроко (Agua! вода!)… Пуччини с крошечной замороженной ручкой… Чуть менее, чем полностью «Клоуны» Феллини, чуть менее – "Полночь в Париже"… Стопитсот раз повторяется «Гениально!» Великолепная Долорес, в исполнении Лены Олин, снимавшейся в «Чтеце» и «Шоколаде»… Или Лена Найман из «Осенней сонаты» Бергмана в образе колдовского граммофона Сиркки… Ох, уж эти ненавистные морякам финны… Что интересно, на ее пластинке звучит песня, которая является ни чем иным, как рецептом русского рыбника… И единственный, мрачный портрет этой ведьмочки за весь фильм… Красный Дягилев и гибкая Ольга, па-де-де с Пикассо… Пабло, Пабло – его то норовят укусить за ухо, то ли смять в объятиях, то ли вывести тайком из Нью-Йорка… О, Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, как легко из Пабло Руиса вы стали Пикассо… Самый дорогой художник в мире, но при этом верный себе, своему призванию, не падкий на золото и на женщин… Как бы не так, че?.. В каком-то смысле, только Испания, только Долорес… Может, в этом и заключена его гениальность? Может, дело в искренней любви его родителей к нему, его друзей, его любимой сестры, первой его модели?.. Трудно сказать….Образ отца, образ Долорес, живопись и фантазии Пабло… Словно внешний мир – это только дверь, и стоит только потянуть Сальвадоровскую ручку… Влюбленная рыбка по имени Пабло… При том, что фильм говорит только о смешном, о розовом, но не о голубом, словно некоторые периоды жизни Пикассо были как бы введением трех граций в миттельшпиль, вот только у фигур на этой доске вместо панцирей и пик кисти и палитры…Баския, благословенный Герникой, Дягилев, Гуггенхайм… миллионылюдей, покупающих копии его работ, посуду, статуэтки, сувениры… Но об этом ли мечтал сам Пабло? Его гениальные рисунки, наполнены прежде всего любовью, к людям, к миру, природе… Его тонкая линия настолько легка и нежна, что может усмирить самого яростного быка, бегущего в кадре… Не зря, поэтому, любимой работой Пикассо был его детский «Пикадор», сформировавший позже увлечение мастера тавромахией…Знаменитый голубь мира, но вряд ли возможно упрекнуть гения в левацких настроениях, ведь гражданская война – это самое худшее, что могло быть для Испании…
Очень забавно показан поздний Пикассо: слепой врач, похожий на Ницше, выписывающий поциенту пустой бланк рецепта, похороны скульптуры… Все это выглядит настолько сюрреалистично, что появление в финальной сцене у моря мачо Сальвадоре, рисующего доллары, кажется совсем не случайным, а намеренным… И не случайно фильм начинается с цитаты самого Пикассо: "Искусство есть ложь, что приводит нас ближе к истине." Не правда ль, КЭП? Ван Рейн, теперь можно выпить йяд… My Old Kentucky Home...