Бондарчук, конечно, человек интересный. Он придумывает для нашего кино вещи хорошие и не очень. Вот, например, давайте вспомним трейлер "Сталинграда", который считался отечественным "фильмом года" (хотя, наверное, таковым не являлся, "Легенда номер 17" того же года по многим показателям лучше). Помните то ощущение диссонанса от просмотра трейлера и самого фильма? Так вот, забудьте. "Викинг" умножит это ощущение раз в десять, причём в случае с "фильмом года" (это не я придумала, так в одном из вариантов слогана написано) нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо. А ещё там написано "Ты не поверишь, пока не увидишь". Вот уж действительно.
И давайте сразу расставим все точки над "i". "Викинг" - это лучшее, что произошло с отечественным кинематографом аж со времён... кто сказал "Легенда номер 17"? Нет, друзья. И даже не со времён выхода фильма "Адмиралъ". "Викинг" - это лучший российский фильм за последние ОДИННАДЦАТЬ лет. Напомнить, что вышло тогда, в далёком 2005 году? Правильно - "Турецкий гамбит" того же Эрнста. Такая характеристика не говорит о том, что фильм идеален, более того, фильм многим не понравится. Но это потому, что главный посыл идёт к религии, к которой у нас в стране относятся противоречиво.
Автор данных строк смотрела полную, "некастрированную" версию. Потом я посмотрела, что именно было вырезано, и выношу своё мнение - на урезанную детскую версию ходить вообще не имеет смысла, также как и нечего детям лет хотя бы до 14-ти делать на этом фильме - не поймут и не оценят. Да и всё самое интересное в кастрированной версии вырезано (она короче аж на двадцать пять минут, представляете сколько всего там повырезали?! Почти четверть фильма!) (Здесь уточнение - на официальных источниках говорится, что укороченная версия меньше всего на шесть минут, но укороченная версия, найденная мной, была действительно короче на двадцать минут с небольшим. Если в укороченной версии вырезали только сцену "Красной свадьбы" Рогнеды (она как раз шла минут пять), то детей тем более нельзя вести на данный фильм) Короче говоря, или идите на полную версию, или не идите вообще, тем более что "Викинг" - один из той редкой породы хороших фильмов, которые не скоро захочется пересматривать.
Пара слов об истории. Десятый век, три князя - брата (младший - по отцу) Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк и Олег сталкиваются на охоте, и в результате конфликта между братьями Олег, спасающийся бегством от отряда (армией это язык не поворачивается назвать) брата, погибает от несчастного случая. Виновным считают Ярополка, а значит по старинному обычаю брат должен отомстить за брата - и вот уже Владимир спешит из Новгорода в Киев с остановкой в Полоцке. На самом деле сюжет секретом не является - то, в результате каких событий было принято христианство на Руси, ещё со школьного курса помнят многие. И снято близко к первоисточнику (во всяком случае к версии событий, дошедших до наших дней), пусть и мотивация некоторых персонажей сильно упрощена. Давайте чуть более подробно, чем обычно, остановимся на этих самых персонажах, во всяком случае на самых заметных из них.
И начинается всё, естественно, с Владимира (Данила Козловский). Уже очень много было сказано, что никакой он не "Викинг" и что его внешность - явная ошибка кастинга. По трейлерам действительно казалось, что Козловский на эту роль подходит не очень, но после просмотра становится очевидным, что у нас просто нет актёров (хорошо-хорошо, есть Хабенский, но он бы в силу возраста и внешности ещё меньше попал), которые могли бы сыграть драматическую составляющую Владимира (а тут её - полфильма) лучше. А Козловский сыграл великолепно, и стал бы лучшим бы актёром этого фильма, если бы не....
Рогнеда, она же Александра Бортич, которая за десять-двенадцать минут экранного времени крадёт у Данилы всё шоу. В этом фильме Бортич - это вершина актёрского мастерства в нашем с вами понимании, она лёгким движением бровей уделывает Ходченкову, а после её постельных сцен (у неё больше половины сцен - постельные) мужская аудитория требует, чтобы Бортич продолжала карьеру исключительно в порно. Благо, что ничего нового она там уже не покажет, ("Викинг" показал всё), но смотреть на это судя по реакции зала мужчины хотели всё больше и больше. Самый последний схожий аналог который я помню - это в Спарте-2 сцена секса на корабле, и то у Бортич всё это получается.... естественнее и женственнее, что ли. Нет, не подумайте, что больше она ничего не показывает. Ей блестяще удаётся открывающая сцена при взятии Полоцка, она на протяжении всего фильма изумительно отыгрывает то ревность, то ненависть, то заботу о муже, а под конец и вовсе непонимание того, как можно отвернуться от языческих богов. Если в Духлессе-2 она была не очень убедительна, то это - вообще лучшая женская роль в российских фильмах 2016 года.
Есть ещё "княжна-грекиня" Ходченкова, но тут мне сказать особенно нечего. Роль у неё небольшая, отыгрывает она её на отлично, пусть мотивация у неё (человек, которому она помогает, на секундочку зарезал отца её ребёнка и мужа) и хромает.
Про остальных актёров я писать тут не буду, потому что широкому зрителю они не очень известны (а тех, которые известны, они не узнают под гримом), но, повторюсь, хорошо отыграли все.
Но "Викинг" интересен не актёрской игрой, вернее, не только ей. Весь фильм, кроме может быть Корсуни, снимался на натуральных декоракциях. Никакого синего (зелёного) экрана! Как давно мы не видели подобного в блокбастерах! Да и местному колориту это способствует. И Киев, и Полоцк выстроены в прямом смысле из "древесины и навоза" - ни о каком величии речи и в помине нет. На фоне византийской Корсуни поселения наши, выглядят, как бы это помягче выразиться... убого. Вот, наверное это слово будет максимально уместным.
К самому сценарию больших претензий нет. Да, немного осветлили Владимира (какое божественное просветление, о чём вы? Политика, просто политика). Да, сделали резковатым контраст между Русью и Европой. Да, зациклили всех на теме кровной мести. Но на фоне того, что твориться в сценариях всех остальных фильмов по всему миру, сценарий у Викинга почти идеальный.
Сам же фильм... Ну, представьте себе серию "Игры престолов". Скажем, "Битву бастардов", где было очень много крови, грязи и земли. Прибавьте к ней какую-нибудь серию из первого сезона, где было очень много обнажёнки. Умножьте на четыре. Вот вам и "Викинг". (да, тут поменьше интриги и побольше боёв).
Безусловно, у фильма есть некоторые другие проблемы. На фоне всех крестьян и даже самого Козловского героини Ходченковой и Бортич слишком ухожены. Пусть в случае с первой всё можно списать на другую культуру, Бортич действительно слишком лощеная. (Хотя, например, в сцене с покушением или со "свадьбой" она в крови и грязи измазывается похлеще, чем Эш в очередной серии "Зловещих мертвецов"). Да, сам Владимир ведёт себя как будто он даже не слышал о такой штуке, как "инстинкт самосохранения". Он выходит первым ко стенам осаждаемых им городов (одна стрела - и армия разбежится, а бой будет выигран), в пылу битву он постоянно остаётся без охраны, да та же Рогнеда его могла дважды зарезать в собственной постели! А также ему постоянно подбрасывают рояли в кустах в роли то "грекини", то "водопровода", то он открывает глаза когда его жена на него с ножом бросается, то он не сгорает по милости случайного дождя (в фильме дождь - это вроде как помощь Бога, не спрашивайте даже), то его не может убить один на один противник, который весь фильм только этого и жаждет. Короче, раз уж я начала сравнивать "Викинга" с "ИП", то Владимир - это Дайенерис, Ходченкова - Санса, а Рогнеда - Арья и весь бордель мизинца в одном флаконе.
И всё-таки фильм, при всём своём насилии, смертях, языческих жертвопреношениях, братоубийстве и просто варварстве получился светлый. Фильм о том, как люди, даже такие как показаны на экране, могут стать светлее и добрее, пусть такой вывод и формируется у зрителя только после выхода из кинотеатра. И пусть с финалом авторы немного переборщили (народ позжигал языческих богов и пошёл купаться в Днепре огромной толпой, попутно меняя варварские имена на православные), но по совокупности я готова им это простить. Да я за одну сцену покаяния Владимира в храме, снятую одним долгим кадром, готова была бы простить авторам что угодно!
Подводя итоги 2016 года как года российского кино (пусть и делая это девятого января), конечно же стоит отметить, что ожидали мы с вами большего. По сути, мы увидели несколько неплохих камерных фильмов (например "Коллектор"), пару неплохих ужастиков (мне вот "Маршрут построен" именно как ужастик приглянулся, хотя сценарий и актёрская игра там безусловно посредственные), и два блокбастера с Козловским, один "более-менее" (я про "Экипаж" если что), а другой - "фильм года". Было множество других фильмов, некоторые многообещающие, некоторые нет. Каждому запомнится что-то своё. Пусть в этом году кинематограф станет ещё лучше - как наш, так и зарубежный. И пусть лучше станем мы - его зрители. До встречи в кино.
Ваша Кэтти-бри.