Знаете что, давайте сразу договоримся, что «Моана» - это не совсем оригинальный проект. Потому что почти все Диснеевские проекты «про принцесс» сделаны по одному и тому же лекалу – берём красивую девочку, засовываем её в случайные, чаще всего неблагоприятные обстоятельства, заставляющие персонаж меняться в течение мультика, окружаем волшебными друзьями и красивыми принцами, преодолеваем. Меняются только обстоятельства и волшебность друзей. Этот конвейер напоминает то, что вытворяет Marvel последние лет восемь, рассказывая о становлении нового героя, только тянется гораздо дольше И, как и в случае с кинокомиксами – этот конвейер работает безотказно. Во всяком случае, на зрителей, а критики они на то и критики, чтобы иногда критиковать.
А, и давайте решим, что для нас «классическая Диснеевская принцесса», потому что тут мнения могут разниться. Например, очень многие почему-то считают ею Мериду («Храбрая сердцем»), при том что это, на секундочку, больше «Pixar», чем Дисней. Или Астрид. Или Фиону. Про детей многих принцесс в среднебюджетных продолжениях я вообще молчу – они, хоть и няшные, но точно не классические (особенно тут выделяется в плане «няшности» Мелоди – дочка Ариэль). И ещё есть тоже Диснеевские, но достаточно специфичные Тиана («Принцесса и лягушка»), Мулан и Покахонтас, которые по разным причинам в этот список не попали. Итак, к «классической шестёрке» принцесс тут относятся Белоснежка, Аврора, Ариэль, Бель, Золушка и Жасмин (этот персонаж вообще стоит особняком – «Алладин» это единственный мультфильм про принца, а не про принцессу). И сравнительно недавно этот список пополнили Рапунцель и две сестрички Анна и Эльза. (P.S. уже при публикации рецензии, сверяясь со списком принцесс, увидела, что на некоторых ресурсах принцессы «Холодного сердца» почему-то не попали в компанию к остальным. Не знаю, с чем это связано.). Итого – Моана стала десятой, юбилейной принцессой. Во всяком случае десятой в моём личном списке, исходя из логики, изложенной выше, поэтому и ожидания у меня были очень высокими. Хотя, критика из меня не получится – я с восьми из десяти сеансов ухожу довольная или почти довольная. Работа критика – искать минусы и разносить фильмы, а я нахожу плюсы и «вытаскиваю» фильмы. (Последний фильм, просмотренной в кино и прямо совсем мне не понравившийся, был аж летний «БДВ», при том что я стабильно хожу в кино раз в неделю на самую громкую премьеру уикэнда). Итак, Дисней представляет. Ну, вы в курсе.
Дочь вождя и любимица океана Моана очень хочет связать свою жизнь с водой - но долг вынуждает её жить на родном острове, служа своему народу. Всё меняется, когда на остров приходит беда - и только полубог Мауи может всех спасти. И Моана отправляется на поиски.
Во время просмотра мультфильма хочется прийти домой, написать разгромную рецензию и поставить фильму тройку по десятибальной. А, выходя из зала, хочется плакать и тащить всех на мультфильм. Давайте разбираться, откуда такое противоречие.
И первая серьёзная проблема тут - это анимация и визуализация. Проблема здесь вот в чём - ты пятнадцать минут смотришь в восхищении на происходящее на экране - а потом получаешь в лицо двухминутный отрезок, который даже многострадальная "Мельница" анимировала бы лучше. И таких эпизодов я насчитала три штуки, при этом все они - в первой половине. Сложно сказать, с чем это связано. Может, сценаристы, которых у фильма аж пять, передрались и так и не решили, как тот или иной эпизод должен выглядеть. В общем, в глаза бросается. Тот же Мауи в своё первое появление очень похож на огромный жирный пузырь, а не на накаченного супермена а-ля папаша из "Суперсемейки", каким он и должен быть. Потом, правда, это ощущение проходит.
Тут мы переходим к сценарию, который у Диснея традиционно простой. Есть принцесса, есть квест, есть волшебные друзья, есть момент "не верю в свои силы" - всё традиционно. Хотя есть некоторые уходы от традиционности. Во-первых, это ПЕРВЫЙ мультфильм (исходя из списка в начале рецензии) где у принцессы нет принца. Нет, Мауи - именно друг, а никакой не принц. Таким образом, мы получили первый мультфильм про принцессу, где тема любви вообще никак не затронута (любви между юношей и девушкой, само собой, других её форм а-ля принцессы к народу, отца к дочери и т.д. тут много). Во-вторых, тут нет однозначного злодея. Ну, то есть он как бы подразумевается сюжетом, но на деле его нет.
Маленьких детей до шести лет в кино лучше не брать - некоторые сцены тут достаточно страшные. (Да, я про лавового монстра который мелькал в трейлере, он блин страшный для маленьких, серьёзно). Ну, или если у вас ребёнок не очень впечатлительный, то берите. Но держите его в последние пятнадцать минут крепко за руку, иначе убежит.
Для киноманов тут есть много забавных отсылок к другим фильмам последних лет. Самая забавная и очевидная - это отсылка к прошлогоднему Безумному Максу. (нет, я не ошиблась, я имею ввиду именно того "Безумного Макса", где двухчасовые гонки по пустыне и всё такое).
Но знаете, можно много ворчать по поводу странного Мауи, плохой логики персонажей и анимации. "Моана" - это тот случай, когда один персонаж напрочь перебивает все минусы фильма. Хорошо, два. Это, собственно, Моана и её бабушка.
Принцессе дали характер Ариэль и Рапунцели, при этом и в условия поместили её схожие с условиями любимой нами русалочки. Визуально же её изобразили.... а, ну вы же видели трейлер, поэтому знаете как. И если на постере она выглядит может быть спорно, то во время просмотра об этом забываешь. И создатели попали с образом на все сто. Её голос, её поступки, её анимация, её характер - браво. Просто браво. Про бабушку же рассказывать не буду - сами всё увидите.
Ещё есть несколько шуток, ну то есть не так. Есть много шуток, но две из них повторяются с такой регулярностью, что во время просмотра набивают оскомину. Хотя дети лет до двенадцати от обоих будут в восторге.
Что же касается локализации и песен, то, помимо самой первой (не пугайтесь при просмотре, дальше сильно лучше), наши справились. Может не на "пятёрку", но на твёрдую "четыре". И да - здесь будет местная "Let it Go". Она даже называется похоже. "How far I ll go". Потрясающе.
В конечном итоге, Disney сам виноват, что возродив "Рапунцелью" истории про принцесс, сразу слишком высоко задрал планку, которую сам же не может перепрыгнуть. И если в "Рапунцели" был сумасшедший бюджет и всё идеально, то в "Холодном сердце" уже начались проблемы, отмеченные критиками, хоть и не замеченные зрителем. С Моаной в этом плане всё ещё чуть хуже - этот мультфильм можно и нужно смотреть и даже захочется пересматривать - но исключительно из-за визуализации океана, подводного мира, самой Моаны и посыла истории, которому бы аплодировали все экологи планеты. Всё остальное в этой истории - хуже, чем Disney может и должен был сделать.
Ещё вам покажут традиционную короткометражку. Ничего сверхвыдающегося, да и посыл мне кажется для детей в ней не самый лучший. Хотя каждый рассудит по-своему.
Тем не менее, Моана достойно встанет в один ряд с другими принцессами, многих из них перебив по харизме и внутреннему наполнению. А посему - если вы любите Disney, его принцесс, его анимацию и просто хороший качественный мультфильм - вам в кино. Если не любите - вам тоже в кино, потому что не так часто выходят истории про классических принцесс, чтобы их пропускать.