Преподаватель-лингвист Луиза Бэнкс пытается установить контакт с внезапно прибывшими пришельцами в надежде получить ответ на главный вопрос: зачем же они всё-таки появились на Земле.
Фильм «Прибытие» основан на рассказе писателя Теда Чана под названием «История твоей жизни», в своё время получивший заслуженное внимание за интересный взгляд на идею определения человеческого мышления языком, на котором он говорит, и расширения её с земных языков на инопланетные. Эрик Хайссерер блестяще адаптировал сценарий, оставив форму повествования, несколько художественных приёмов и, собственно, основную идею первоисточника, на выходе получая существенно расширенное и, что важнее, более наполненное и цельное действо первого контакта человечества с инопланетной расой.
История фильма плотно завязана на финальном сюжетном твисте, поэтому может возникнуть вопрос, а стоит ли читать книгу перед просмотром. Восприятие каждого – загадка каждого, ответ на которую знает только он сам, но на личном опыте стоит сказать, что просмотр всё это дело не портит. Наоборот, чтение книги заранее позволяет оценить то, что обычный зритель (если он, конечно, не очень внимательный зритель) может оценить лишь после второго просмотра – количество намёков на главную завязку картины, настолько изящно вплетённых в общее повествование, что они не выдают последующий сюжетный поворот ни на йоту. В конце концов, если вы снимаете серьёзное кино и главным плюсом в нём будет вау-эффект, то у вас большие проблемы.
А у режиссёра День Вильнёва проблем нет никаких. Вместе с композитором Йоханом Йоханнссоном и оператором Брэдфордом Янгом по обе свои стороны он создаёт невероятно красивое и захватывающее дух полотно, в котором отсутствие экшена как такового нисколько не утомляет вовлечённый в происходящее ум зрителя. Вильнёву удаётся не только трогательно перенести чувственный посыл оригинала на экран, но и затронуть тему обострённого в последнее время разногласия в человеческом мире, тем самым объединяя вечное с актуальным. Это кинофантастика в одном из своих высших проявлений.
Актёрская игра – ещё один значительный плюс фильма. Безусловно, отлично сыгранные второстепенные мужские роли у Сталберга, Уитакера и Реннера, но главная заслуга здесь всё-таки достаётся очаровательной Эми Адамс. Начиная с неподдельного ужаса, который ожидаемо испытает обычный человек, попавший в подобную ситуацию, в начале фильма и заканчивая постепенно нарастающим непониманием происходящего, желанием найти разгадку, откровением и, наконец, принятием – она переживает это всё. К концу не сочувствовать её героине невозможно абсолютно, и в этом её большая заслуга.
И всё-таки. Потрясающее слово «да». Сколько воспоминаний с ним может быть связано, сколько эмоций. И «Прибытие» добавляет этому слову ещё один контекст – великолепное окончание чертовски хорошей фантастической картины.