Сколько уже раз это было, не счесть. Как правило, это происходит на выходных или в новогодние праздники, когда по ТВ гоняют все подряд и вперемешку, в том числе старую советскую классику. И всякий раз, когда я натыкаюсь на "Обыкновенное чудо" Марка Захарова, мой день летит коту под хвост. Я впадаю в депрессию, у меня муторно на душе, и я вспоминаю, что опять забыла данное себе в прошлый раз слово больше не смотреть этот фильм. Фильм, в котором все если не гениально, то блестяще, начиная от совершенно незамысловатого сюжета, постановки в павильонных декорациях, великих актеров и музыки.
Притом, что фильм отмечен у меня в личном кабинете как "любимый", и во время просмотра я всегда в восторге пишу на его странице реплику кого-то из героев, в финальных титрах я уже больной человек… Я, собственно, и села за эту, в общем-то, не совсем рецензию, а рассуждение, потому что хочу понять, что не так – со мной или с "Обыкновенным чудом", этой сказкой, где все несчастны.
Сказка ведь это просто жанр такой, в котором с привлечением волшебных прибамбасов рассказываются вполне себе не волшебные истории. Принцесса, превращенный в человека медведь, волшебник, король и его свита – все это обычные люди: несчастные возлюбленные, писатель, глава клана и зависящая от него семья. Евгений Шварц, автор пьесы, десять лет работавший над ней, несколько раз переписывал третий акт. Я почти уверена, что он пытался закончить свою грустную сказку на какой-то жизнеутверждающей ноте и при этом не скатиться в хэппи-энд. По мне, ничего жизнеутверждающего не получилось.
Хэппи-энд с юношей, который вопреки заклинанию волшебника, поцеловав принцессу, не превратился обратно в медведя, счастливым финалом назвать язык не поворачивается. Если отбросить в сторону невероятную харизму Александра Абдулова и представить на его месте кого-нибудь "страшненького", невооруженным взглядом видно, что Медведь настоящий трус. Он поступил гадко, бросив Принцессу без объяснений, и эти его слова, что он сделал это ради любви, вздор. Недаром Волшебник (Олег Янковский) так зол на него – ведь когда как не в момент истинной любви стоит нарушать запреты и жертвовать всем, что у тебя есть? Чем была проще история Ромео и Джульетты? Но они забыли обо всем на свете, а Медведь, как говориться, просто слился… Да, в сказке он страдает, он не находит себе покоя, но когда в любовной лихорадке включается мозг, пиши пропало.
И для Принцессы (Евгения Симонова), девочки из хорошей семьи, ее первая любовь стала настоящей трагедией. Да, первая любовь оборачивается драмой для многих, для подавляющего большинства. Но Принцесса почти умерла, она отравлена смертельной тоской. Хочу сказать, что несмотря на возвращение Медведя – да, он смог обойти преграды, - счастье Принцессы всегда будет с примесью горечи. Добрая часть ее души так и не оживет, и она как Фродо уже никогда не оправится от раны. Уж лучше бы Волшебник убил их обоих – Медведя, потому что он совсем не герой, а Принцессу, потому что она уже никогда не будет прежней, ибо Смерть приходила за ней – "Смерть груба и грязна. Она приходит с целым мешком отвратительных инструментов" - и она этого уже не сможет забыть. Сказка получилась не одой Любви, а назиданием о том, что ее достойны не многие.
Да, с опытом и возрастом все видится по-другому. Смотришь с иронией и горечью на юношеский максимализм и думаешь, как же это все глупо. В фильме в качестве назидания есть еще одна пара, которая в молодости не справилась с гормонами и раскаивалась об этом всю жизнь.
- Вы целовались с ним на балконе!
- А вы танцевали с дочкой генерала.
- Танцевать прилично!
- Черт побери! Вы шептали ей что-то на ухо все время!
- Я шептал ей: раз, два, три! Раз, два, три! Раз, два, три! Она все время сбивалась с такта.
- Смешно!
- До слез.
Пара персонажей Юрия Соломина и Катерины Васильевой не менее трагичная, но у них в силу возраста есть шанс на счастливый конец.
Придуманная Волшебником сказка (и в следствии сам фильм), получилась такой грустной, потому что сам Волшебник несчастен. По фильму он бессмертен и в скором времени переживет свою любимую жену (Ирина Купченко), и эта мысль отравляет его существование. Маячащая в перспективе вечность, которую он проведет в одиночестве, страшит его. Он бы с удовольствием занял место Медведя в придуманной им сказке, и совершил бы безумство, лишь бы произошло обыкновенное чудо. Но он в свое время уже пошел на такое геройство – женился на смертной женщине, заранее зная финал. Поэтому так велико его разочарование Медведем, который побоялся рискнуть.
Почему я всегда с удовольствием смотрю этот телефильм? Потому что это Миронов и Леонов, Купченко и Васильева, Соломин и Абдулов; потому что блестящий сценарий и фразы, каждая из которых стала цитатой; потому что юмор и тонкий сарказм; потому что есть моменты, в которые веришь, что чудо возможно.
Почему я всегда грущу после фильма? Потому что человек, несмотря на свою силу, слаб; потому что иногда ты никак не можешь помочь своим детям; потому что человек привык жить с оглядкой; потому что есть моменты, в которые веришь, что чудес не бывает.