Мы - послушные куклы в руках у творца!
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца - Омар Хайям. Рубаи.
Часть 1. Мистика.
Если верить местным приданиям, то пастушья кукла, сделанная из метлы, соломы, набитой полевой травы, мешковины и далее использованного куска ткани, с угольками или пуговицами вместо глаз – не что иное, как ритуально-обрядовая кукла, имеющая магическую подоплёку. При всей своей рабочей простоте и элементарности, имеет старинную крепкую основу, выраженную в общем народном фольклоре, связанной с теми или другими событиями, проклятиями, заклинаниями и прочими сказаниями магического типа. У славян, в Европе, как и в отдельных уголках всего мира, душевно-меркантильная стать такого дурмана имела (временами) весомую часть, вымещая все всплески энергии, духа и силы на направленный одухотворённый предмет своего желания. Становясь больше чем фетиш, заражённый идеей определённого характера.
Как своего рода идол, пастушья кукла материализовалась и превращалась, или превращала объект своего направления в столь ядовитый праздник одержимости, что потом ничего хорошего из этого всего не выходило. И наоборот, действуя в определённые циклы и календарные дни, наносило определённое разрушение душе, телу и всему материальному, соприкасавшемуся с направленным предметом «возгорания». Впрочем, возгорание, как и сам огонь, никогда без дела не оставался, и как очищение всегда приносил свои плоды, заключение над кем-то и чем-то, будь-то ритуал или народный обряд. И в нашу современность до сих пор это чудо наваждения имеет место от разных праздников до чёрной мессы и превращений похоти души и тела в нечто.
Дух внедрялся и превращал и куклу и человека. Другие же предназначения таких кукол давали замену человеку. Макет служил заменителем и исполнителем желаний. А под действием магических ритуалов и заклинаний переносил действие оживления.
Это одна часть разыгранного в фильме действия, даёт такую осмыслённость, которую можно поместить в эти строки.
Часть 2. Сюжет, сценарий, режиссёр, актёры.
Танец чистого невинного и внутреннего душевного с похотливым, плотским и низкочеловеческим - исполнен до конца швейцарскими кинематографистами. Да исполнен, без размаха и шика, и малыми средствами, скорее фестивального метра и одинокой постановки, но без слащавости и величия актёрской приглашённой звёздности. Знаменитой помпезности и прославления нравоучения, флага, нации, и всего такого в этом фильме тоже нет.
Но есть непростой, хитро закрученный сценарий, Есть сюжет и для меня не один, а их как минимум три-четыре, переплетающихся между собой, путающие следы прослеживания одного действия или события с другим. Это придаёт загадочности и необычности, особо с данной темой.
Режиссура данного фильма произведена швейцарским кинематографистом многостаночником, Михаэлем Штайнером. Он пишет и сценарии, занимается монтажом и прочее, что связано с кинотворчеством. За свои 46 лет он попробовал разные жанры, от комедии, семейного кино, до ужасов, триллера и драмы. Был замечен и начал своё восхождение на европейский олимп после кинофестивалей. Группа из актёров набирается часто спонтанно, по ходу «пьесы». Разные сюжеты, жанр – соответственно разные актёры.
Актёрский состав в этом фильме довольно фактурен, и многие персонажи в актёрском исполнении врезаются в память и запоминаются. Особо приглянулся и понравился немой пастушок играющейся с зеркалом как со своей жизнью, солнечный зайчик в гадком коварном мире. Это Йоэль Басман, выходец из той же швейцарской школы, ему 26 лет, а перевоплощается и играет профессионально и во многих фильмах.
Впечатление о фильме.
Сама картина как бы поделена на временные отрезки, как параллельная вселенная ведёт рассказ о происходящем, чтобы больше заставить думать зрителя нам показывают сначала настоящее, потом прошлое, наваждение и мистику, драму и мелодраму и саму развязку, которая как змея кусающая свой хвост замыкает цикл (смотрите сам фильм).
По фильму слаживается впечатление экранизации романа. Пробил даже по источникам, но подтверждённой информации так и не нашёл. Выходит оригинальный сценарий, что в принципе впечатляет и даёт плавное течение рассказанных на экране событий, несмотря на флэшбэки, фильм кишит ими, и уже только подмечаешь во что одет тот или иной персонаж, в какое платье, или другие мелкие детали, антураж.
На фоне красоты альпийских лугов, лесов, гор и другой флоры и фауны тяжело уследить за современной сказкой, напичканной постоянно происходящими мелкими событиями, в угоду стараний оператора. И продолжительность фильма, кажется, затягивается и становится ещё длиннее, не мешая рассматривать вялотекущие действия на экране, где незнакомая актёрская публика даёт представление с героиней в готическом стиле.
Музыка в фильме идёт мелкими вкраплениями, как бы наваждением, довольно редко и подкрашивает акцентируя какой-то момент. Здесь музыкальная часть не яркая, не кидается в глаза и можно сказать не запоминается до последних кадров. На ней (музыкальной дорожке) здесь эмоциональный удар не делается. Да и в такой постановке он может быть лишним.
Линию человеческой драмы и мелодрамы я не преподношу, она самая понятливая и общедоступная по фильму.
Критика фильма.
При мелком бюджете фильм теряет панораму событий и красоту отшлифованности фильма. Некоторые места смотрятся затянуто и определённо скучно. Для малого авторского кино хорошо, для большого экрана довольно жиденько и с нагромождением многих кадров, событий свойственных сериалам. Отдельные кровавые, жестокие сцены не додают фильму значимости, играя лишь на юном зрителе. Сам фильм стоит взять в обработку американо-британским киноконцерном великих студий, добавляя в него больше чувств, эмоций, самой жизни (живости) и яркого остросюжетного триллера. От этого такой фильм только выиграет и не будет страдать затянутостью кадра и местами откровенной дешёвой скуки.
Часть последняя.
Смысл и показанная философия.
Фильм-зеркало, фильм-перевёртыш, показывает человеческое нутро и слабости человеческой натуры. Превращение куклы в человека может рассматриваться как марионеточность нашей жизни. Желания, грехи и похоти свойственны сухой траве, которая мёртвая и пустая в своей сути. Трава ничего не стоит и сгорает под солнцем, в огне жизни, в костре вечности. Люди в своей сути, поступками и делами достойны этой травы и ни чем не отличаются. Они как бы набиты соломой, что и показывается в самом фильме.
Многогранный финал, как и многогранная трактовка такого фильма оставляет любые вопросы открытыми. И доказывать там, что якобы персонаж поступил не так, нелогично, ещё более неразумно, чем попытаться понять и осмыслить весь фильм. Как и предание о пастушьих куклах всё недосказывает, так недосказывает и полный смысл, все сюжетные линии этого фильма, подчёркиваю во множественном числе. Получается кино сделанное специально, со своим запутанным умыслом, который до конца не распутать не Вам, дорогой зритель, не мне.