Поделюсь некоторыми мыслями вслух. Начнем от печки. Тарзан — литературное дитя американского писателя Эдгара Райса Берроуза, одного из столпов жанра научной фантастики и фэнтази первой половины ХХ века. Другое имя Тарзана — Джон Клейтон, лорд Грейсток, а среди вырастивших его после гибели родителей африканских обезьян просто "бледнокожий". Берроуз описывает своего "отпрыска" атлетичным сероглазым красавцем, который благодаря своему росту смотрит на мир слегка сверху вниз, имеет твердые нравственные принципы, что позволяет ему не решать моральных дилемм, отличительными чертами его натуры являются природная сдержанность и невозмутимость, благородство и щедрость. Его приключениям Берроуз посвятил цикл из 26 романов, что сделало лорда "Тарзана" Грейстока самым узнаваемым и культовым персонажем, естественно, не обойденным кинематографистами.
В фильме Дэвида Йейтса мы встречаем сначала цивилизованную ипостась Тарзана — истинный британский джентльмен, член парламента лорд Грейсток III, давно женат на очаровательной благовоспитаннной леди, который получает приглашение посетить родные конголезские пенаты от бельгийского короля, за которым, приглашением, стоит бельгийский интриган Леон Ром. Леон Ром — бельгийский офицер, реальный исторический персонаж, приложивший руку к геноциду черного населения Конго в 19 веке. Реальным историческим персонажем является также компаньон лорда Грейстока в этом африканском путешествии афроамериканец Джордж Уильямс, военный и историк, который, побывав в Конго в 1891 году, первым громко заявил о преступлениях колониального режима в официальном письме королю Леопольду II и президенту США, описав кровавые реалии жизни черного Конго 19 века и жестокую изнанку миссии "распространения цивилизации" среди коренного населения, унесшую по разным подсчетам от 3 до 10 млн жизней. Единственным литературным документом, кстати, о бельгийской оккупации Конго стала книга польского американца Джозефа Конрада "Сердце тьмы" — о путешествии английского моряка, с миссией эвакуировать бельгийского торгового агента, в земной ад, где совесть белых миссионеров чернее кожи их подопечных.
Не удивительно при таком раскладе, что искушение плеснуть сурового реализма в эту приключенческую ленту у Йейтса было непреодолимым, равно как и желание, видимо, дистанцироваться от детского кино и своей предыдущей миссии — Поттерианы. Постановщик пощадил чувства зрителей и не показывал горы отрубленных детских ручек, которые имели место в реальности вместе с прочими ужасами. Он также "назначил" главной валютой Конго, ради которой якобы и началась колонизация континента, алмазы — стенографический значок, более понятный современному зрителю; то время как в 19 веке основная промышленная охота шла за слоновой костью и особенно каучуком — Европа массово пересела на велосипеды и нуждалась в шинах, кроме того на фоне сексуального бума занялась планированием семьи и нуждалась в презервативах. Но во всем остальном фильм близок к реальности: рабство, зверства, наемники и безраздельное торжество тогда еще нетронутой, щедрой и изобильной природы. Оговорюсь, что тренд мрачного "сурового реализма" не изобретение Йейтса, скорее его сознательный (или предложенный продюсерами) выбор, а начался он для Уорнеров с бэтманианы Нолана, если не раньше.
В нынешней версии жизнеописания и приключений Тарзана множество конфликтов и она не ограничивается простым и формальным противоборством добра со злом, коварных злодеев и благородных героев. Самый главный конфликт можно обозначить как "дикость vs цивилизация". До времени человечество сосуществовало в гармонии с мирозданием, но в какой-то момент в гордыне своей решило цивилизоваться и противопоставило себя ему, достигнув при этом ровно противоположного эффекта и превратившись из племени самых умных и коварных охотников животного царства в племя алчных варваров, бездумно истребляющих природные богатства, не делая исключения и для представителей своего собственного вида; рубикон между дикостью и моралью был снова перейден, но в обратном направлении. В этом контексте необыкновенно привлекательно выглядит фигура самого Тарзана, как его задумывал Берроуз, лишенного внутренних противоречий благодаря природному благородству и безупречному нравственному камертону, выпестованному, как ни парадоксально, в окружении этой самой природной дикости.
Природная дикость в фильме выглядит очень масштабно. Хотя большая часть съемок прошла в Британии и даже в павильонах, соединяя невероятным образом дизайн, новаторскую фотосъемку и визуальные эффекты, однако по завершении основного производства художник Джош Понте, оператор Генри Брэм и техническая команда в течение шести недель снимали с вертолета с помощью специальной конструкции из шести камер натуру африканского Габона — леса, скалы, реки, водопады, создав основу для масштабной движущейся картинки. А в основе визуальных эффектов, касающихся животных, лежит целый пласт досконального изучения документальных фильмов о поведении животных в дикой природе. И усилия эти не пропали даром, все сложное техническое смешение смотрится цельно, органично, эпично и естественно, уже не говорю красиво. Кинематограф знает и иные подходы к натурным съемкам. Например, немецкий режиссер Вернер Херцог снимал свою амазонскую трилогию — "Агирре гнев божий", "Фицкарральдо", "Зеленая кобра" — в девственных джунглях бассейна Амазонки, совершая профессиональный и человеческий подвиг сам и обрекая на мучения кинематографическую группу. Однако это было десятки лет назад и масштаб съемок был совсем скромным, размахи нынешних блокбастеров просто необратимо нарушат экологию региона. Приятие и визуально-эмоциональные ощущения от ленты о Тарзане не уступают впечатлениям от трилогии Херцога.
О выборе актера на главную роль. Как говорит продюсер Харви Вайнштейн: "В Голливуде сейчас никто, кроме Алекса, не способен убедительно сыграть человека-животное — свободного, жестокого и смелого. Как ни крути, он действительно альфа-самец". Как говорит о себе сам Скарсгард : "Я хочу получать от жизни только положительные эмоции, быть бродячим псом без угла, пристанища и хозяйской руки. Нравится чувствовать себя свободным!" Избалованной публике он известен прежде всего как персонаж вампирской саги и популярный персонаж светской хроники — соблазнитель с бесконечной чередой романов, герой-любовник, неизменный член списка самых сексуальных мужчин Швеции с прозвищем от фанаток "Скаргазм". Однако мало кто знает, что он с блеском играл на сцене в постановках "Кровавая свадьба" по Гарсии Лорке и "Кто боится Вирджинии Вулф?" Эдварда Олби, и редко кто вспоминает его отличные профессиональные работы в авторском кино разного масштаба (артхаус "Меланхолия" Ларса фон Триера, криминальные триллер "Соломенные псы" Рода Лури, сесмейная драма "Развод в большом городе").
Скарсгард органичен и в образе лорда Грейстока в безупречном костюме, расслабленно слушающим беседу парламентариев, положив на стол большие руки, чуть собранные в кулак; и в образе европейца-путешественника, меряющего своими длинными ногами бескрайнюю африканскую саванну; и в своей ничем не прикрытой природной стати в поединке с самцом-гориллой. Сдержанность и скрытый темперамент потомка викингов как нельзя лучше заполняют многомерный образ Тарзана. Йейтс не делает его суперменом, он уязвим, но готов к этому, воспринимает свою уязвимость спокойно, как воин и самец, и взаимодействует с жизнью с открытым забралом.
Многие критики разочарованы отсутствием искры в любовных отношениях Тарзана и его избранницы Джейн. Огня действительно маловато. Но не будем забывать, что для воспитанного джунглями Тарзана в любви главное не страсть, но целомудрие, гармония отношений строится не на бурном гормональном всплеске, но на глубокой подсознательной интуитивной близости, которой не нужны слова, поскольку в дикой природе их и вовсе нет. Его близость с супругой сродни ласкам при встрече с львиным прайдом-друзьями детства по возвращении из Лондона в Африку — те же медлительные умиротворяющие жесты. Так что весьма вероятно, что отсутствие видимой экранной химии персонажей не случайно и никак не связано с холодностью друг к другу актеров. А как умеет искрить на экране Скарсгард можно увидеть в ленте "Соломенные псы", где у него огненный дуэт и интим с Кейт Босуорт. Марго Робби в роли Джейн, после целого списка оторв, для разнообразия играет благовоспитанную леди, женственную и милую, впрочем, далеко не беззащитную, но амазонку в душе, и с энтузиазмом наслаждается происходящим.
С Сэмом Джексоном, как всегда необыкновенно колоритным, в роли Джорджа Уильямса связан основной юмор ленты, довольно скудный, впрочем, отсутствие буйного веселья с лихвой компенсирует ирония. Кристоф Вальц в роли Леона Рома как всегда главный интриган, выглядит щупловатым среди всего человеческого и природного окружения, но коварства ему не занимать, а отсутствие физической мощи он компенсирует ловкостью и специальными гаджетами. В ленте фигурируют два африканских племени, но однозначно звездный статус среди чернокожих актеров имеет только 50-летний Джимон Хонсу — вождь племени Мбонга, у которого с Тарзаном свои счеты, добавляющие интриги; Хонсу и его яркий персонаж требуют, пожалуй, чуть больше экранного времени, как впрочем и все чернокожее местное население, оставшееся однородной массой.
Повествование в целом получилось увлекательным, с набором правильных и вкусных ингредиентов, но не вполне цельным. Чтобы не тратить отдельное время на предысторию Тарзана, его африканская юность дается многочисленными флэшбеками, некоторые хороши, некоторые больше вроде кислотных галлюцинаций. Как и все зрители — грущу по эпичной финальной битве, которую... оставили для сиквела? Пытаюсь проникнуть в замысел режиссера, который он вынашивал целое десятилетие. Та мера, в которой это удалось, диктует оценку фильму "7". Пожалуй, посмотрела бы продолжение — у персонажа огромный потенциал. И интересно, как бы историю рассказал дель Торо или Сомерс.