Фильм не может похвастаться умным сценарием, но он прекрасно работает в другом направлении – развлекает и иногда заставляет чаще биться сердце, благодаря сильной драме. Майкл Бэй в такой же мере играется с экшеном, сцены которого пролетают так же быстро, как вражеские пули над головами главных героев. Но не только подобным изобилием может похвалиться картина о тайных солдатах. Первая половина фильма полностью отведена персонажам, что логично. Бэй прекрасно показывает главных героев, знакомя последних со зрителем. И если в тех же "Трансформерах" на протагонистов попросту наплевать, то тут появляется немаловажная симпатия. Таких смертельных для фильма ошибок, как это было в "Перл Харбор" Бэй тоже не делает. Экшена хватает, а все сцены с ним мастерски разбросаны по хронометражу картины. Он не скучный и появляется тогда, когда надо.
Избавившись от этих шалостей, Майкл кардинально меняет свой стиль съёмки. Пафос, насыщенность картинки и изрядное слоу-мо осталось, но бесконечные кадры под углом и летающая по кругу камера пропали. Впрочем, окулус оператора находит кучу других, интересных приемом в постановке отдельных сцен. Наряду с Дионом Биби, мало востребованный рейтинг R подчёркивает прекрасную работу оператора, симбиоз которых рождает сильный эффект реалистичности. Такой союз, безусловно, работает и то, что твориться на экране сильно врезается в память. В особенности это касается сцен с насилием. Создавалось впечатление, что кровавые моменты оставались абсолютно неконтролируемыми – жестокость в кадре порой зашкаливала. Апогеем всего этого становится сцена с миномётчиками, чья виртуозность поражает своими последствиями.
И если с технической стороны фильм Майкла Бэя безупречен, сценарий являет собой одну из миссий серии "Call of Duty" – прямолинейность со ставкой на зрелищность. История, созданная на реальных событиях. Нас переносят в 2012 год, Ливия, город Бенгази. 11 сентября туда прилетает американский посол, а террористы готовят ему "теплый" приём. Шестеро контрактников намерены вступить в бой только при крайней необходимости, но честь и совесть берут своё. Молодые ребята готовы защищать своих сограждан до последнего вздоха. Весь сюжет завязан на одном слове – цель, к которой движутся герои, а сценарий в свою очередь переполнен диалогами для раскрытия персонажей. Чак Хоган и Митчелл Зукофф не стесняются простоте своих текстов, опираясь на шестерку главных героев и виденье режиссера. Заядлые геймеры могут задать вполне себе адекватный вопрос – "Где тут кнопка «skip»?" – чтобы увидеть очередную экшен-сцену или пережить новый напряженный момент. Переживать, к слову, есть что. Благодаря сильному саундтреку от Лорна Бэлфа, обстановка постоянно нагнетается, а парящее в воздухе напряжение берется из ниоткуда.
В то время как музыка пронзает сознание зрителя, на экране появляются матерые образы, которые и переживают все эти неизбежные стычки с противником. Перед нами предстают сильные духом, брутальные и непоколебимые вояки, чье амплуа не требует завышенных познаний в актерской игре. Единственный, кто отличается разнообразными эмоциями – это Джон Красински, который в дуэте с уже знакомым ему Дэвидом Денманом прекрасно отыгрывает свой гонорар. В свойственной манере, Майкл Бэй замечает еще одного талантливого актера, который из образа капитана Флинта перевоплощается в серьезного военного Глена Догерти (Тоби Стивенс), мимолетно знакомя нас со своим персонажем. Хоть героев и много, все они делят двухчасовой хронометраж поровну, что не дает зацикливаться лишь на отдельных участниках истории, а наоборот заставляет принимать каждого и сопереживать каждому соответственно.
Остальные ребята уходят на второй план, характеры и мотивы которых – настоящая противоположность друг друга. В частности, Макс Мартини выступает предводителем и капитаном контрактников – строгим и по всем пунктам "правильным" солдатом. В противовес ему получаем некого Боба (Дэвид Костабайл) – руководитель операции по защите посла, настоящий истерик и в какой-то мере параноик. Выбирать между целесообразностью одного и компетентностью другого выпадает зрителю, но в этом случае все и так предельно ясно. Никаких тебе интриг и расследований, один хороший, а другой целиком и полностью плохой.
В мире, где странами правят бизнесмены и так называемы чиновники, которые даже не представляют, что такое политика; в мире, где приказы отдают не совсем здравомыслящие люди, надежда остается лишь на тех, кто и вправду готов жертвовать собой; ставить ультиматум и брать контроль над ситуацией в свои руки; те, которые спасают жизни сограждан, теряя своих друзей в бессмысленных войнах, оставаясь в тени славы тех, кто всем этим руководит. Фильм хоть и вскользь, но затрагивает подобную тему, пытаясь показать все сущую безграмотность и наплевательское отношение к своим людям, которых готовы отправить на свидание с Богом только для того, чтобы спасти свои шкуры и какие-то там секретные материалы разведки. "13 часов: Тайные солдаты Бенгази" – это качественный, драматичный и очень крепкий боевик с правильным подтекстом, который хоть и переполнен пафосом, но доносит верную мысль. А стиль и подача Майкла Бэя только украшает эту картину, и он в очередной раз доказывает свое мастерство в этом жанре.
"Когда все пошло не так, шесть человек поступили по совести" ©
Оценка фильму 8/10